В статье представлены перспективы развития бизнеса по производству ароматических свечей. Описаны основные тенденции в обществе, которые могут повлиять на рынок. Показаны результаты опроса потенциальных покупателей в г. Шымкент. А также представлены цены на ароматические свечи и основные каналы продаж.
Ключевые слова: ароматические свечи, бизнес, спрос на свечи, производство.
Производство и реализация ароматических свечей часто рассматривается как бизнес, который можно создать в домашних условиях. Большинство предпринимателей недооценивают его потенциал и перспектив с точки зрения рентабельности и окупаемости. Потенциал производства ароматических свечей обусловлен небольшими финансовыми вложениями на старте и высокой рентабельностью производства. Перспективы развития данного направления в последние несколько лет проявились во время пандемии. Население стало больше проводить времени дома и им хотелось улучшить домашнюю атмосферу, создать больше уюта и тепла [1]. Ароматические свечи стали в тот период одним из самых популярных товаров среди покупателей. Несмотря на то, что ароматические свечи использовали и до пандемии, однако, именно в пандемию произошел бурный рост продаж этого товара [2].
Обзор и анализ научных публикаций, отзывов покупателей свечей на крупных маркетплейсах (ozon, wildberies) позволил выявить несколько причин, для чего люди покупают данный товар:
— улучшить своё эмоциональное состояние, снизить депрессию, отдохнуть, ощутить спокойствие;
— наполнить помещение приятным ароматом;
— использовать как декор в квартире или помещении, для создания романтической обстановки;
— для бизнеса как аромамаркетинг, а также широко используется в отрасли гостеприимства.
Перечисленные причины обуславливают перспективы развития данного направления бизнеса. В рамках исследования рынка кроме цен, конкурентов и предпочтений потенциальных покупателей были рассмотрены тенденции в современном обществе. Стоит отметить несколько особенностей, которые присущи современному обществу и которые могут оказывать косвенное влияние на развитие данного бизнеса.
Во-первых, современное общество стало чаще сталкиваться со стрессом. Например, в период пандемии ковид было зафиксирован рост стресса среди населения в мире. Ученые зафиксировали увеличение депрессии на 25–30 % [3]. А по данным ВОЗ в мире страдают депрессией около 280 млн. человек [4]. В частности, в Казахстане по данным той же ВОЗ по итогам 2021 года было 4,4 % населения, страдающих депрессией (более 800 тысяч человек). Ощущения, которые дают почувствовать ароматические свечи, помогают успокоиться человеку, отдохнуть от напряженного тяжелого рабочего дня, а также снизить риск возникновения депрессии, которая становится результатом длительного стресса.
Во-вторых, происходит смена поколений. Согласно теории поколений современная молодежь относится к поколению зумеров или Z [5]. Особенностями этого поколения в отличие от предыдущих поколений является ярко выраженный фокус внимания на себе, высоко ценят свой личный комфорт и избирательно относятся к своему окружению. Кроме этого сегодняшний уровень развития позволяет меньше работать физически, освобождается время, которое человек может потратить на себя, больше уделить внимание своим ощущениям и чувствам, чтобы улучшить внутреннее эмоциональное состояние.
В-третьих, инновации и технологии, которые стали появляться в последние годы, такие как искусственный интеллект, будут способствовать тому, что многие виды человеческой деятельности будут заменены роботизированными машинами. Если раньше замещался в основном физическая деятельность человека, то сейчас стала замещаться интеллектуальная деятельность. Для будущего человека остается меньше пространства для реализации себя. При этом пока ещё остается важная сфера человека, которая трудно поддается замещению роботизированными машинами и программным обеспечением — эмоциональная сфера. Поэтому, по нашему мнению, ожидается в будущем рост спроса на те сферы, которые связаны с эмоциями человека, его эмоциональными ощущениями. Ароматические свечи, настоящий свет и тепло пламени свечи, их благоухание создают определенную атмосферу вокруг, от которой человек получает положительные эмоции [6].
Дополнительным средством в процессе анализа рынка было проведение онлайн социологического опроса среди населения г. Шымкент. Именно в этом городе планируется открытие данного производства. Данный город выбран по нескольким причинам: во-первых, это мегаполис, который на сегодняшний день стал активно развиваться, во-вторых, отсутствуют серьезные конкуренты, большинство конкурентов находятся в г. Алматы и Астана. В-третьих, южный регион Казахстана, к которому относится г. Шымкент и его население в большей степени, чем другие регионы, предпочитают проводить крупные праздники и мероприятия. В-четвертых, в этом регионе пока слабо развита онлайн-торговля и среди населения имеется недоверие к зарубежным маркетплейсам. Было опрошено 570 человек. Представлены несколько выводов, полученных автором в результате опроса. На вопрос о причинах покупки ароматических свечей, ответы респондентов сформировались следующим образом (рис. 1.).
Рис. 1. Анализ ответов на вопрос: Для чего Вы покупали свечи?
На вопрос о том, получил ли человек удовольствие от использования ощущения ответы, представлены на рис. 2. Около 66 % опрошенных людей, отмечают, что получили удовольствие.
Рис. 2. Анализ ответов на вопрос: Получили ли Вы удовольствие при использовании ароматических свечей?
Следует выделить несколько выводов, полученные в результате опроса. Выявлена зависимость между размером дохода и покупкой свечей. Обычно покупают такую продукцию люди, которые имеют средний или выше среднего доход. Среди людей, которые ни разу не покупали свечи, четверть людей относятся к группе, которые имеют доход ниже среднего или минимальный (ниже 100 тысяч тенге в месяц). Также на покупку свечей влияет пол, женщины намного чаще покупают ароматические свечи, чем мужчины. Проведенный опрос показал, что более чем в 85 % случаев покупали женщины. Кроме того, был выявлен такой факт, что семейное положение не влияет на покупку свечей. Случаи покупки ароматических свечей распространены почти в равной степени как среди тех, кто состоит в браке и тех, кто в нем не состоит.
При анализе конкурентов мы выявили следующую классификацию по ценовым политикам в зависимости от размера свечей (анализ цен на 1 ноября 2023 года):
— свечи 50 мл — 1000–3000 тенге;
— свечи 100 мл — 3700–5000 тенге
— свечи 200 мл — 6500–7500 тенге
— свечи 250 мл — 8000–10000 тенге
При реализации данного бизнес-проекта следует учитывать, что этот бизнес имеет сезонность. Наиболее высокими в плане объема продаж являются осень-зима, а весной и летом количество продаж снижается.
Основными каналами продаж, которыми пользуется большинство на этом рынке, являются социальные сети. Маркетплейсы можно рассматривать, но сильный фокус делать не стоит, так как там слишком высокая конкуренция и много не добросовестных поставщиков. Большинство производителей упускает из виду такой канал продаж, как прямые продажи, в первую очередь продажи корпоративным клиентам. Следует составить список потенциальных корпоративных клиентов, которым бы требовался аромамаркетинг. Существуют компании, которые хотят создать свой фирменный аромат или используют ароматы для привлечения клиентов.
Литература:
- Сухоленцева М. А., Марченко М. Н. Влияние пандемии на дизайн-проектирование жилого пространства //Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. — 2022. — С. 327–331.
- Hall R. How Britain became obsessed with scented candles // the Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/fashion/2022/jun/03/wax-lyrical-scented-candles-reignited-love-fragrance (дата обращения: 23.11.2023)
- Депрессивное расстройство (депрессия). Institute of Health Metrics and Evaluation. Global Health Data Exchange (GHDx) [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (дата обращения: 20.11.2023).
- Люди по всему миру все чаще страдают от депрессии. Как это связано с коронавирусом? // Lenta.RU [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/brief/2021/10/13/depression/ (дата обращения: 21.11.2023).
- Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 24.10.2023).
- Beauty and Wellness Products Market Size, Share & COVID-19 Impact Analysis, By Type (Hair Care Products, Skincare Products, Makeup Products, Food & Nutrition Products, Medicinal Products, and Wellness Products), Distribution Channel (Supermarkets & Hypermarkets, Specialty Stores, and Online Channels), and Regional Forecast, 2023–2030. https://www.fortunebusinessinsights.com