В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудовое поведение.
Ключевые слова: организационное поведение, личностные качества, мотивация, корпоративная культура, анализ.
В современном мире управление трудовым поведением персонала является одним из ключевых навыков для любого руководителя организации. Управление персоналом организации невозможно без профессионального знания закономерностей поведения людей на работе, потому что поведение человека чрезвычайно динамично, нестабильно и обусловлено многими факторами, которые, в свою очередь, непостоянны. Эффективное управление поведением персонала, влияет на множество организационных процессов:
- Повышение производительности: эффективное управление трудовым поведением помогает создать благоприятную рабочую атмосферу, в которой сотрудники мотивированы, вовлечены и продуктивны. Это может привести к увеличению производительности и общей эффективности организации.
- Укрепление корпоративной культуры: руководитель, умеющий управлять трудовым поведением, может помочь сформировать и укрепить корпоративную культуру, которая будет стимулировать сотрудников к достижению общих целей и миссии организации.
- Снижение текучки кадров: умение управлять трудовым поведением может помочь удержать талантливых сотрудников, что, в свою очередь, снижает текучку кадров и связанные с этим издержки.
- Улучшение коммуникации: эффективное управление поведением сотрудников также способствует улучшению коммуникации между руководством и подчиненными, что может привести к более открытому и честному общению [1]
Поведение — это совокупность действий, реакций и поступков организма с окружающей средой и имеющие определённую целевую направленность.
Организационное поведение — механизмы и модели поведения индивидов и групп, которые являются частью хозяйственных организаций, а также самих организаций. При этом рассматриваются такие факторы поведения как мотивация, лидерство, коммуникации, конфликты и другие аспекты, которые влияют на эффективность организации [3].
«Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин» — Веснин В. Р. (профессор, доктор экономических наук) [4].
Эти причины включают в себя: интересы; мотивы; привычки; ситуации и отношение к ним в данный момент; собственное представление об окружении и своём месте в нём; поставленные задачи и так далее.
На поведение человека на работе могут влиять различные личностные качества, такие как уровень образования, опыт работы, навыки общения и умение работать в команде. Также важно учитывать мотивацию человека и его цели, так как это может влиять на его поведение и результаты работы. Личностные качества значительно влияют на то, как человек выполняет свои обязанности, работает и взаимодействует с другими людьми. Стабильность этих качеств позволяет предсказывать поведение человека, то есть его реакцию на ситуацию и окружающих [2].
В данной статье было проанализировано влияние корпоративной культуры и мотивации на организационное поведение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 81 «Электроник» муниципального образования город Новороссийск.
Организация занимается деятельностью по воспитанию детей дошкольного возраста, охраной и укреплением их физического и психического здоровья.
Всего в организации, согласно штатному расписанию МБДОУ детский сад № 81 «Электроник» числится 70 человек.
Условия труда, связанные с организационным поведением, могут влиять на удовлетворенность и мотивацию сотрудников, а также на общую производительность организации. Для анализа качества условий труда, было проведено исследование в виде анкетирования «Удовлетворение условиями труда». В исследовании приняли участие сотрудники МБДОУ детский сад № 81 «Электроник».
Первый вопрос, соответствует ли работа в МБДОУ детский сад № 81 вашим ожиданиям?
Рис. 1. Показатели ответов на 1 вопрос
Второй вопрос, насколько комфортным для вас являются ваши условия труда? (качество рабочих мест, оснащенность, организация и охрана труда, техника безопасности и т. п.)
Рис. 2. Показатели ответов на 2 вопрос
Третий вопрос, психологический микроклимат (отношение со стороны администрации, совместная работа, уровень корпоративной культуры, язык общения и т. п.)
Рис. 3. Показатели ответов на 3 вопрос
Четвёртый вопрос, заданный сотрудникам организации — имеется ли возможность повышения квалификации и карьерного роста?
Рис. 4. Показатели ответов на 4 вопрос
Пятый вопрос, на ваш взгляд в учреждении достойный уровень мотивации к совершенствованию деятельности, признают ли Ваши успехи?
Рис. 5. Показатели ответов на 5 вопрос
Шестой вопрос, какой, по Вашему мнению, уровень социального жизнеобеспечения (медицинского, бытового, питание, совместные мероприятия, деловой стиль, корпоративный дух и т. п.)?
Рис. 6. Показатели ответов на 6 вопрос
Седьмой вопрос, знаете ли вы куда обращаться в случае нарушения Ваших прав в области охраны труда?
Рис. 7. Показатели ответов на 7 вопрос
Итак, проведя анкетирование удовлетворенности условиями труда в МБДОУ детский сад № 81 можно сделать вывод, что большинству сотрудников работа в данном детском саду соответствует их ожиданиям, 23 % полагают, что их ожидания в какой-то степени не оправдались и 1 % затруднился ответить на вопрос. В учреждении достаточно комфортные условия труда, но некоторые сотрудники считают, что еще есть куда двигаться в сторону совершенствования. Психологический микроклимат в учреждении хороший, большинство сотрудников чувствуют себя комфортно, считают, что отношения в коллективе дружеские, но 26 % опрошенных чувствуют небольшое напряжение, что связанно с тем, что данные сотрудники недавно устроились на работу и еще не успели до конца влиться в рабочий коллектив. В учреждении достойный уровень мотивации к совершенствованию деятельности и высокий уровень социального жизнеобеспечения.
В МБДОУ детский сад № 81 существуют следующие мероприятия по мотивации труда:
1) премии, стимулирующие выплаты;
2) размещение информации о профессиональных достижениях педагогов на сайте ДОУ;
3) организация конкурсов профессионального мастерства, педагогических мастерских и педагогических чтений. Возможность обмена опытом, обоснование авторской методики воспитания, демонстрация профессиональных достижений;
4) грамоты, награды, дипломы за участие в значимых профессиональных мероприятиях;
5) наставничество, моральное стимулирование со стороны администрации;
6) повышение профессионального уровня педагогов;
7) проведение семинаров, педсоветов, методических объединений и т. п.
В рамках анализа управления поведением персонала и рассматривая мотивацию, как определяющую поведение сотрудника на рабочем месте, важно обратить внимание и на корпоративную культуру организации, ведь именно она отвечает за сплочённость коллектива и играет важную роль в эффективности управления поведением персонала.
Для защиты интересов работников на предприятии создан профсоюзный комитет, в котором представлены все участки деятельности предприятия. Одним из видов деятельности профкома является организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
Оценивая корпоративную культуру МБДОУ детский сад № 81 можно сделать следующие выводы:
а) предприятие обладает довольно высокой сплочённостью сотрудников;
б) межличностные отношения характеризуются теплотой и участием;
в) руководство уделяет большое внимание формированию и поддержке командного духа коллектива.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивационная и корпоративная культура МБДОУ детский сад № 81 эффективна. Это характеризуется тем, что ключевые корпоративные ценности активно поддерживаются и разделяются почти всеми сотрудниками организации. Эффективная корпоративная культура и мотивация сотрудников влияет на:
- Формирование положительного отношения к работе: хорошая корпоративная культура создает условия для самореализации и развития сотрудников, стимулирует их к творческому подходу к работе.
- Повышение производительности труда: сотрудники с высокой мотивацией стремятся к выполнению своих задач наилучшим образом, чтобы достичь успеха и получить признание.
Руководство МБДОУ детский сад № 81 «Электроник» старается создать благоприятные условия для работы в организации, чтобы сотрудники могли работать с удовольствием и проявлять себя. Управление трудовым поведением персонала основано не только на мотивации, но и на создании сплочённого дружного коллектива. Трудовая мотивация в МБДОУ детский сад № 81 основана на социальной защите работников, условий труда, уважении и материальном вознаграждении.
Выполнив анализ управления поведением персонала в МБДОУ детский сад № 81 можно сделать вывод, что управление поведением персонала, основанное на сочетании сильной корпоративной культуры и мотивации, оказывает эффективное влияние на работоспособность, повышает сплочённость коллектива, уменьшает текучесть и закрепляет сотрудников за организацией. И хотя их применение является эффективным, необходимо искать новые пути управления поведением сотрудников.
Основные методы формирования и поддержания организационной культуры, которые могут быть использованы МБДОУ детский сад № 81:
1) организационные символы и обрядности. К обрядам относят стандартные, повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые и установленные по специальному поводу;
2) признание за хорошо выполненную работу — похвала, повышение статуса. Учитывая высокую потребность педагогов в признании и самоуважении, роль такого стимулирования имеет высокий мотивационный эффект;
3) создание доски почета. Доска почёта не должна иметь статичный характер, регулярно обновляться. Она должна предусматривать номинации, в которых могут участвовать разные категории сотрудников;
4) подарки от учреждения, памятные презенты, приуроченные к профессиональным торжествам, личным и рабочим событиям. Особым значением обладают подарки с символикой образовательного заведения, которые помогают создать у сотрудников ощущение единства и идентичности с организацией, воспитывая профессиональную лояльность. С этой целью важно разработать эмблему учебного заведения. Профессиональная лояльность мотивирует к действию, вызывает чувство гордости за свою работу в образовательном учреждении.
Таким образом, благоприятная корпоративная культура с поддержкой инноваций, доверия и сотрудничества может способствовать позитивному организационному поведению, в то время как отсутствие этих качеств может привести к недовольству, снижению мотивации и конфликтам между сотрудниками. Нужно понимать, что разные факторы, стимулирующие человека к действию, не всегда очевидны, и можно только догадываться о том, какие мотивы движут сотрудником в конкретный момент. Для точной оценки его мотивации необходимы продолжительные наблюдения.
Литература:
- Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учебник. М.: КНОРУС, 2019. С.480.
- Дорофеева Л. И. Организационное поведение: УМК для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом» для подготовки бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. — Саратов: Саратовский источник, 2020. С.394.
- Веснин В. Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2021. С. 88.
- Мункоев А. К. Организационное поведение: учебное пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2015. С.184.