В данной статье рассматривается роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования.
Ключевые слова: бюджет, бюджетное учреждение, финансовое обеспечение, сфера образования, финансы бюджетных учреждений сферы образования.
Прежде чем выявить роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования, целесообразно обратиться к самому понятию «бюджет». При этом в литературе выработано достаточно большое количество определений бюджета.
Анализ данных определений позволил выявить следующие признаки подобной экономико-правовой конструкции.
Во-первых, это совокупность экономических отношений. Данные отношения возникают между органами власти и населением при которых пополняется бюджет или же часть их средств расходуется на выполнение социальных программ, чтобы обеспечить интересы и потребности жителей.
Во-вторых, с позиции техники исполнения бюджеты де факто перераспределят национальный доход страны. Конечно же они перераспределят лишь малую часть и лишь столько сколько необходимо для удовлетворения нужд жителей в нормальной жизнедеятельности.
В-третьих, именно с помощью бюджетов, собственно, и формируется местная финансовая база. Таким образом, накапливается определённый ресурсный потенциал финансового характера, который потом впоследствии помогает решать задачи.
Если говорить кратко, то бюджет — это форма образования и расходования средств. Эти средства с помощью расходов направляются на финансирование жизненно важных сфер на территории.
Кроме того, можно выделить и иные свойства местных бюджетов.
Во-первых, это широта влияния.
Имеется ввиду то, что с помощью данной категории перекраиваются все производственные и непроизводственные процессы.
Во-вторых, для бюджетов помимо всего прочего характерна и высокая степень его действенности.
Иными словами, благодаря бюджету происходят процессы перераспределения процессов как общественного, так и социально-экономического характера.
В-третьих, очень важная черта местных бюджетов — это их гибкость.
Необходимо понимать, что ситуация может постоянно меняться и сообразно этому меняются и целевые ориентиры, и приоритеты касательно как формирования, так и расходования средств бюджета.
Основным видом финансовых ресурсов бюджетных учреждений является бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. К ним относят:
- Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
- Целевой характер использования бюджетных ассигнований.
- Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
- Безвозвратность бюджетного финансирования.
- Бесплатность бюджетного финансирования.
Финансирование образовательных учреждений может проводиться за счет расходов бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.
При этом финансовое обеспечение образовательной деятельности учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных казенных образовательных учреждений — на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
Заметим, что данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Вместе с тем для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством РФ.
Образовательное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Образовательное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Образовательные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников;
— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплату товаров, работ и услуг с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
— системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
— процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
— процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.
Образовательным учреждениям средства из бюджета предоставляются в виде субсидий на возмещение нормативных расходов, которые связаны с исполнением государственного (муниципального) задания. Таким образом, размер субсидии, выделенной бюджетному учреждению, зависит напрямую от уровня (количества и качества) оказываемых им услуг (работ). Из этого следует, что чем эффективнее деятельность учреждения, тем богаче оно должно быть.
Предусмотрено два вида субсидий:
1) Субсидия на исполнение государственного (муниципального) задания, которая включает содержание имущества и субсидии на прочие цели.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
2) Этот вид субсидии представляет разовые выплаты целевого характера, которые могут направляться на приобретение программного обеспечения, закупку оборудования, техники и их установку, проведение аудита, инвентаризаций, мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, повышение квалификации и обучение специалистов.
Средства, полученные из бюджета, должны использоваться только по назначению в соответствии с частью 1 статьи 306.1 БК РФ, на основании распоряжения организации, с подтверждением документов, договоров, актов приемки данных услуг. Неправильное использование бюджетных средств строго проверяется контролирующими органами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
- Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. — М.: Проспект, 2019. — С. 31.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
- Маркина Е. В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. — 2014. — № 4. — С. 23–32.