Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способностей в лапте. Представлены и проанализированы результаты исследования уровня развития скоростно-силовой выносливости младших школьников до и после применения разработанной экспериментальной программы с использованием специальных упражнений из лапты.
Ключевые слова: лапта, скоростно-силовая выносливость, физическая культура, младший школьный возраст.
Одними из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе являются укрепление здоровья школьников, повышение уровня их двигательной активности, формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. При этом немаловажной составляющей выступает использование наиболее эффективных и малозатратных средств физической культуры, способствующих не только повышению уровня физического развития и подготовленности, но и возрождению национальных видов спорта.
Младший школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. По мнению Б. А. Ашмарина и Н. В. Зимкина данный возрастной период является сенситивным для развития скоростно-силовых способностей, так как в возрасте 8–10 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой [2]. Проблема развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной, так как именно начальная школа выступает первой ступенью в формировании физической подготовленности. Высокий уровень развития данного вида способностей во многом содействует успешной учебной деятельности в дальнейшем.
В физическом воспитании детей младшего школьного возраста значимое место занимают игры. Они благоприятно влияют на комплексное развитие и совершенствование двигательных навыков, нормальное физическое развитие, препятствует появлению монотонности на занятиях. С 10 лет стоит активно включать в тренировки различные упражнения для развития скоростно-силовых способностей, ведь в этом возрасте занимающиеся начинают осознаннее подходить к тренировочному процессу. Однако тренирующиеся 10 лет — это все же еще дети, поэтому педагогу необходимо применять творческий подход и включать в состав тренировок новые, интересные формы их организации.
Русская лапта — одна из немногих спортивных и командных игр, которая является исконно русской. Своей многогранностью она обладает возможностями развития всех физических качеств человека, благодаря своей структуре и характеру взаимодействия игрока с различными ситуациями во время игры: бег, прыжки, уходы от осаливания, удары по мячу, ловля самого мяча и др. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Поэтому средства и методы, используемые для тренировок лаптистов, могут применяться на уроках физической культуры, чтобы положительно влиять на развитие скоростно-силовой выносливости [6].
Русская лапта является действенным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на занимающихся: эмоциональное, психическое, волевое, коллективное и, в частности, физическое, так как занятия и тренировки по данному виду спорта затрагивают основные физические качества человека. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря [1].
Нами было проведено исследование на предмет внедрения в тренировочный процесс специальных упражнений, применяемых при подготовке в игре «лапта», оказывающих влияние на развитие скоростно-силовой выносливости.
На базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 43» города Ярославля были созданы две однородные по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности группы детей 10 лет — контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Всего в каждой группе было по 10 человек.
Для проведения исследования мы использовали следующие диагностические тесты [4,5]:
— челночный бег, 3 по 10 м, сек;
— прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см;
— поднимание туловища в течение 45 секунд, количество повторений;
— бросок набивного мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, см.
Тесты подбирались в соответствии с рекомендациями специалистов, нормативами для возрастной категории 10 лет, а также опираясь на тему исследования.
Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе проводилось измерение исходного уровня развития скоростно-силовой выносливости у учащихся 4 класса в КГ и ЭГ по перечисленным выше диагностическим тестам. Затем был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого на ЭГ была применена разработанная методика развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста средствами лапты. В завершение исследования и у КГ, и у ЭГ были вновь измерены показатели скоростно-силовой выносливости по тем же тестам, проведен сравнительный анализ и оценена эффективность разработанной методики.
Для обработки полученных данных был использован статистический t-критерий Стьюдента для определения статистической значимости различий средних величин в каждой группе.
Таблица 1
Результаты измерений исходного уровня развития скоростно-силовой выносливости в контрольной и экспериментальной группах по четырем диагностическим тестам
КГ |
Ч/бег, с |
Прыжок в длину, см |
Пресс, кол-во раз |
Бросок мяча, см |
ЭГ |
Ч/бег, сек |
Прыжок в длину, см |
Пресс, кол-во раз |
Бросок мяча, см |
1. |
10,0 |
130 |
25 |
350 |
1. |
9,8 |
127 |
26 |
330 |
2. |
9,8 |
128 |
30 |
365 |
2. |
10,0 |
134 |
24 |
280 |
3. |
10,1 |
120 |
28 |
320 |
3. |
9,6 |
143 |
30 |
350 |
4. |
10,9 |
141 |
25 |
310 |
4. |
9,1 |
140 |
33 |
350 |
5. |
9,9 |
132 |
31 |
334 |
5. |
8,7 |
153 |
40 |
370 |
6. |
9,2 |
145 |
28 |
380 |
6. |
9,0 |
146 |
45 |
368 |
7. |
11,2 |
120 |
25 |
295 |
7. |
11,3 |
120 |
22 |
270 |
8. |
10,4 |
128 |
23 |
347 |
8. |
10,5 |
131 |
31 |
315 |
9. |
10,0 |
130 |
31 |
370 |
9. |
9,7 |
128 |
37 |
364 |
10. |
9,7 |
134 |
40 |
382 |
10. |
11,1 |
124 |
23 |
293 |
М |
10,12 |
130,8 |
28,6 |
345,3 |
9,88 |
134,6 |
31,1 |
329,0 |
|
σ |
0,58 |
7,9 |
4,9 |
30,0 |
0,87 |
10,6 |
7,7 |
37,5 |
На начальном этапе наблюдения не было выявлено статистически значимых различий в результатах двигательных тестов у испытуемых контрольной и экспериментальной групп (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение исходных результатов в двигательных тестах в контрольной и экспериментальной группах
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Разница, % |
р |
Челночный бег, с |
10,12±0,58 |
9,88±0,87 |
-2,4 |
- |
Прыжок в длину, см |
130,8±7,9 |
134,6±10,6 |
2,9 |
- |
Пресс, кол-во раз |
28,6±4,9 |
31,1±7,7 |
8,7 |
- |
Бросок мяча, см |
345,3±30,0 |
329,0±37,5 |
-4,7 |
- |
Разница в результатах челночного бега составила 2,4 %. Результат в прыжке в длину был на 2,9 % больше в экспериментальной группе. По тесту поднимание туловища результаты также были лучше в ЭГ на 8,7 %. Разница в броске набивного мяча составила 4,7 %.
На основе проведенного анализа научно-методической литературы и рекомендаций специалистов была разработана методика занятий с включением специальных упражнений, использующихся на занятиях по лапте. На этапе педагогического эксперимента занятия с КГ проводились по стандартной общеобразовательной программе, в ЭГ — в соответствии с предложенной методикой. Занятия в ЭГ проводились в течение двух учебных четвертей 2 раза в неделю.
Методика занятия включала в себя следующие упражнения [3]:
— бег со сменой направления движения по сигналу;
— челночный бег в разных вариациях;
— бег в упоре лежа;
— старты из различных положений с мячом в руках;
— метание мяча на дальность ведущей и неведущей рукой;
— броски мяча в конус с расстояния;
— специальные упражнения с битой;
— применение подвижных игр.
В таблице 3 представлены результаты сравнения исходных и конечных показателей скоростно-силовой подготовленности в контрольной группе. В трех из четырех двигательных тестов были установлены статистически значимые изменения результатов. В челночном беге улучшение составило 1,2 % (р<0,05), в прыжке в длину 1,9 % (р<0,05). В контрольном упражнении на мышцы брюшного пресса было зарегистрировано повышение результата на 3,5 % (р<0,05), а в тесте «Бросок мяча» не было установлено значимых изменений.
Таблица 3
Сравнение исходных и конечных результатов в двигательных тестах в контрольной группе
Показатели |
Исходные |
Конечные |
Разница, % |
Р |
Челночный бег, с |
10,12±0,58 |
9,90±0,46 |
-1,2 |
<0,05 |
Прыжок в длину, см |
130,8±7,9 |
133,3±7,5 |
1,9 |
<0,05 |
Пресс, кол-во раз |
28,6±4,9 |
29,6±4,8 |
3,5 |
<0,05 |
Бросок мяча, см |
345,3±30,0 |
346,3±30,4 |
0,3 |
- |
Сравнительный анализ результатов в двигательных тестах у испытуемых экспериментальной группы представлен в таблице 4. Во всех четырех двигательных тестах были установлены статистически значимые изменения результатов. В челночном беге улучшение результатов составило 2,1 % (р<0,05), в прыжке в длину с места 4 % (р<0,05). В контрольном упражнении на мышцы брюшного пресса было зарегистрировано повышение результата на 13,2 % (р<0,05), а в броске набивного мяча на 1,6 % (р<0,05).
Таблица 4
Сравнение исходных и конечных результатов в двигательных тестах в экспериментальной группе
Показатели |
Исходные |
Конечные |
Разница, % |
р |
Челночный бег, с |
9,88±0,87 |
9,67±0,79 |
-2,1 |
<0,05 |
Прыжок в длину, см |
134,6±10,6 |
140±12,4 |
4,0 |
<0,05 |
Пресс, кол-во раз |
31,1±7,7 |
35,2±7,3 |
13,2 |
<0,05 |
Бросок мяча, см |
329,0±37,5 |
334,4±37,6 |
1,6 |
<0,05 |
Результаты, которые были получены в ходе исследования, дают основание говорить об эффективности разработанной нами методики развития скоростно-силовой выносливости детей младшего школьного возраста с использованием средств лапты. В экспериментальной группе, занимающейся по данной программе занятий, наблюдается положительная динамика результатов по всем диагностическим тестам. В контрольной группе, занятия которой проходили по стандартной общеобразовательной программе такого прироста в показателях не наблюдается.
Таким образом, использование лапты как средства физической культуры способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, лапта повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.
В процессе игры в лапту дети активно двигаются, выполняют быстрые и силовые действия, что способствует развитию и укреплению мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это влияет на улучшение общей физической подготовленности и повышение уровня выносливости детей. Кроме того, игра в лапту развивает координацию движений, быстроту реакции и усиливает концентрацию внимания, а также способствует социальной адаптации учащихся.
Литература:
- Александрова, С. Е. Русские народные игры как фактор здоровьесбережения детей младшего школьного возраста / С. Е. Александрова, Ю. А. Лямина // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.8 (47). — С. 9–14.
- Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. — Москва: Просвещение, 1990. — 287 с.
- Готовцев, Е. В. Национальные виды спорта и игры. Лапта: учебное пособие для вузов / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 402 с.
- Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Советский спорт, 2008. — 242 с.
- Лях, В. И. Критерии определения скоростно-силовых способностей: Теория и практика физической культуры / В. И. Лях. — Москва: Физкультура и спорт, 1991. — 172 с.
- Щемелинин, В. И. Лапта. Развитие двигательных качеств в игре «лапта» / В. И. Щемелинин, Л. Г. Гусев. — Уфа: БГПИ, 1994. — 35 с.