В статье рассматривается актуальность и проблемы подготовки специалистов в автомобильной отрасли. Описываются проблемы в области автоэлектроники и управления качеством. Освещается сущность и состав электронных подсистем автомобиля. Делается акцент на проблемы подготовки в области программируемых устройств, управления качеством. Предлагается создание единых рабочих групп, внедрение в образовательный процесс разных специальностей общих учебных модулей с возможностью наставничества студентов и преподавателей для развития и углубления знаний и умений.
Ключевые слова: автомобильная отрасль, электронные устройства,управление качеством, единые рабочие группы, интегрированные образовательные программы, наставничество.
ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж» работает в г.Тольятти — центре легкового автомобилестроения России. Мы реализуем два уровня образования студентов:
— начальное профессиональное — 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;
— среднее профессиональное — 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Преодолев недавний кризис, автомобильный бизнес встает на ноги и постепенно набирает обороты. Трудиться в нем снова становится интересно и престижно, да и заработать можно вполне прилично. Современные, хорошо оборудованные техцентры предлагают достойные оклады, различные льготы, хорошие условия труда, быстрый карьерный рост. И не удивительно, что в специализированных вузах и техникумах растет конкурс, а требования работодателей к молодым специалистам ужесточаются.
Наши студенты во время производственных практик, дуального и целевого обучения, а также наши выпускники сейчас являются одним из основных трудовых ресурсов для ОАО «АвтоВАЗ», который в условиях выхода санкций западных стран, в том числе на ввоз автомобилей, за последние два года в несколько раз нарастил производство автомобилей для российского рынка. В городе еще несколько колледжей и техникумов, реализующих данные профессии и специальности. В связи с санкциями и трудностями при покупке нового автомобиля в России, доля старых автомобилей на дорогах существенно увеличилась. Повысился спрос на услуги СТО автомобилей, выросло их количество и объём работ.
Автомобильная электроника — это электронные системы, используемые в транспортных средствах, включая управление двигателем, зажигание, радио, навигаторы, телематику, автомобильные развлекательные системы и другие. Она является распределенной системой с подсистемами: электроника двигателя; трансмиссионная электроника; электроника шасси; пассивная безопасность; помощь водителю; комфорт для пассажиров; развлекательные системы; электронные интегрированные системы кабины и т. д. Электронные системы становятся все более значимой составляющей стоимости автомобиля и составляют на данный момент примерно 30 % [1].
В прошлом, электрические системы были в основном автономными. Например, система зажигания была ответственна только за подготовку и своевременную подачу высоковольтного напряжения, которое должно было поджечь горючую смесь в цилиндре двигателя. Установкой угла опережения зажигания занималась механическая и вакуумная система. Современные системы зажигания принимают активное участие в работе многих агрегатов, и выполнения различных, казалось бы, несвойственным им функций. Например, прогрев двигателя, прогрев и поддержание необходимой температуры каталитического преобразователя (конвертора), участвует в подготовке переключения передач, управлении торможением и разгоном автомобиля. Сегодня лишь малое количество электрических систем могут считаться независимыми.
Производители современных автомобилей увязали управление электрическими системами автомобиля в сеть, и починили единой стратегии компьютерного управления большинством функций автомобиля. Это значит, что информация, на основе которой строит управление контроллер одной из систем, стала доступной для других систем управления. С другой стороны, дефект компонента в одной системе может повлиять на работоспособность целого ряда ранее независимых систем [5].
В колледже довольно глубоко проводится обучение по направлению «Управление трансмиссией», «Автоматические и полуавтоматические коробки передач». Но такие направления, как электронный программируемый блок управления двигателем, система электронных датчиков, автоматизированные системы климат-контроля и т. д. вызывают затруднения у преподавателей и студентов. Это связано с недостаточной подготовкой в области IT у студентов-автомобилистов, или напротив, недостаточной подготовкой в области организации автомобилей у студентов IT специальностей
Также особую роль играет качество сборки и ремонта автомобилей. Чтобы свести к минимуму риск опасных отказов, системы должны разрабатываться в соответствии с требованиями к ответственности за продукцию. Пренебрежение или ненадлежащее применение этих стандартов может привести не только к травмам персонала, но и к таким последствиям, как отмена производства или отзыв продукции.
В ГАПОУ СО «ТИПК» реализуются IT специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 ИС и программирование, 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям). Поэтому сейчас мы рассматриваем разработку таких учебных планов, которые предполагают интегрирование компетенций обоих специальностей и создание такой совместной группы студентов на совместных занятиях, чтобы и преподаватели, и студенты могли совместно изучать материал, быть наставниками друг у друга, делясь своими знаниями и умениями интегрировано.
Даже опытным специалистам приходится сегодня постоянно учиться, чтобы не выпасть из обоймы. Устройство автомобиля усложняется с каждым годом. Многие современные машины снабжены бортовыми компьютерами, навороченными сигнализациями, системами автоматического управления. И хороший специалист должен быть «на ты» со всем этим непростым оборудованием.
Таким образом, мы разрабатываем и готовим к апробации инновационную модель реализации образовательных программ сразу по нескольким специальностям и профессиям, когда студенты будут иметь совместные учебные модули, готовиться в единых рабочих группах, являться наставниками преподавателей и студентов других специальностей, совместно проходить стажировки, дуальное обучение. Это существенно повысит качество подготовки специалистов, даст возможность роста автомобильной отрасли.
Литература:
- Автомобильная электроника [Электронный ресурс] URL https://en.wikipedia.org/wiki/Automotive_electronics. — (дата обращения 10.11.2023).
- Коваленко О. Л. Электронные системы автомобиля –Архангельск, ИПЦ САФУ, 2013.
- Смирнов Ю. А., Детистов В. А.Автомобильная электроника и электрооборудование. Диагностика — М.: Лань, 2022.
- Электронные системы автомобилей: учеб. пособие / А. С. Ширшиков, В. В. Лянденбурский, Г. И. Шаронов, А. М. Белоковыльский. — Пенза: ПГУАС, 2014.
- Титаренко Д. Н. Автомобильная электрика и электроника [Электронный ресурс] URL http://appo-jurn.narod.ru/AutoElectik/grav_c1.pdf (дата обращения 10.11.2023)