Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды / Г. С. Кузьминых, Е. И. Чернигова, Е. С. Свинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108432/ (дата обращения: 21.11.2024).



Требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию [5].

Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды, относится к числу интегрированных познавательно-игровых здоровьесберегающих образовательных технологий. Под ней понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию дошкольного образовательного учреждения, могут стать образовательные паркуры разной сложности [2].

Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды относится к числу интегрированных познавательно-игровых здоровьесберегающих образовательных технологий [4].

Цель: оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, развитие сенсомоторной координации.

Работа по использованию активной сенсорно-развивающей среды осуществляется в различных видах деятельности, поэтому в ней нашли отражение всеобразовательные области, которые интегрируются друг с другом.

Физическое развитие — формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содействие охране и укреплению здоровья детей. Развитие крупной и мелкой моторики, ориентирование в схеме собственного тела и координация движения.

Социально-коммуникативное развитие — формирование потребности в общении, умения использовать речевые и неречевые средства общения в ситуации игрового взаимодействия.

Познавательное развитие — развитие познавательного интереса и исследовательских способностей дошкольников. Формирование представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности.

Речевое развитие — формирование умения узнавать предметы окружающей обстановки. Формирование речевой активности, воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициативу, творчество).

Художественно-эстетическое развитие — формирование навыков продуктивной деятельности [5].

Образовательный паркур является направлением педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды. Смысл паркура—преодолевать препятствия.Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения [4].

Специально организованные маршруты, предполагающие двигательную деятельность, активизируют все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте данной игровой технологии.

Полоса препятствий — одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности.

Для создания полосы препятствийвгруппе, дома или на улице понадобится:

— свободное место;

предметы, которые можно тем или иным способом преодолеть физически (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть, обойти, проползти); и, конечно, фантазия.

Варианты заданий:

— перешагивать через препятствия

— перепрыгивать через препятствия;

— обходить препятствия;

— идти по линии — прямой или извилистой;

— идти по линии боком или спиной вперед;

— идти след в след;

— прыгать на месте;

— прыгать вперед, назад, влево и вправо;

— прыгать вдоль линии;

— прыгать на двух ногах, на одной ноге;

— забираться;

— карабкаться;

— спускаться;

— спрыгивать с препятствия;

— останавливаться у препятствия во время бега;

— ползать;

— висеть;

— наклоняться.

Переходя в процессе передвижения по маршруту полосы препятствий от одного препятствия к другому дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры, в зависимости от места и времени года.

Занятия паркуром для детей максимально адаптированы под соответствующий возраст ребенка. Отсутствие жестких требований и правил — это то, чем они отличаются от занятий другими видами спорта.

В игровой форме прививается дисциплина, чувство взаимопомощи, навыки работы в команде, навыки концентрации на поставленной задаче — словом, множество важных вещей.

Дети получают возможность набегаться, напрыгаться и налазиться практически без каких-либо ограничений.

Все, что делает ребенок, он делает так, как может и развивается соответственно, воспринимая спорт как игру, как естественную часть жизни.

У детей с ограниченными возможностями здоровья занятия паркуром направлены прежде всего на развитие крупной моторики и на формирование правильных двигательных стереотипов ребенка.

Под крупной (общей) моторикой понимаются все произвольные движения рук, ног, головы и туловища в пространстве и относительно друг друга.

Развитие крупной моторики позволяет укрепить:

— костно-мышечную систему,

— выправить осанку,

— развить чувство равновесия,

— выработать координацию движений [1].

Выполняя сложные физические упражнения, ребёнок задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. У детей складывается образ собственного тела.

Практическая польза данных занятий заключается также в том, что, подрастая и лазая по детским площадкам (а они в любом случае будет по ним лазить), дети двигаются максимально безопасно для себя, если в теле заранее «записаны» правильные движения — как грамотно вскарабкаться, слезть, перелезть или удержаться где-либо.

Преодоление полосы препятствий тренирует не только тело ребенка, но и его волю, и формирует его характер. Для ребенка преодоление полосы препятствий — это своего рода аналогия жизни: нужно двигаться вперед, но идти не всегда легко: чтобы двигаться вперед, придется преодолевать препятствия [3].

Таким образом, технология активной сенсорно-развивающей среды способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Литература:

  1. Горшкова, Е. В. Развитие моторики у дошкольников.: учебное пособие [Текст] / Горшкова, Е.В — М., 2017. — 76 с.
  2. Гришин, А. А. Использование паркура в повседневной жизни / А. А. Гришин // Научный электронный журнал Меридиан. — — № 14 (32). — С. 324–326.
  3. Литош , Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Н. Л. Литош. — М.: Юрайт, 2023.— 156 с.
  4. Метиева, Л.А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] /Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. — М.: Национальный книжный центр , 2016. -192 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): активная сенсорно-развивающая среда, ребенок, педагогическая технология, преодоление полосы препятствий, препятствие, координация движений, крупная моторика, развитие, развитие ребенка, собственное тело.


Похожие статьи

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Учебный элемент «Создание и форматирование списков» как эффективное дидактическое средство обучения при освоении информационных технологий

Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Учебный элемент «Создание и форматирование списков» как эффективное дидактическое средство обучения при освоении информационных технологий

Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности

Задать вопрос