В данной статье изучается вопрос значения легкой атлетики для обучающихся в довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также влияние на жизнь, учебу. Данная тема подчеркивает важность сбалансированного подхода к обучению, которая включает в себя физическую активность.
Ключевые слова: легкая атлетика, физическое развитие.
Социализация и психологическая адаптация обучающихся
в довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, их физиологический статус и здоровье во многом обусловлены образом жизни и средой, в которой они находятся. Большую часть времени обучающиеся проводят в стенах родного училища, где они не только учатся, занимаются спортом и другими важными делами, предусмотренными руководящими документами данной организации, но также проводят и свободное время. В рамках дополнительного образования предусмотрены различные секции, в том числе и легкая атлетика.
Система физического воспитания и спортивной подготовки воспитанников очень важна для максимального задействования неограниченного потенциала ценностей физической культуры для обеспечения здоровья, духовного развития личности и поддержание здорового образа жизни. Занятия легкой атлетикой способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитывает силу воли. Систематические занятия спортом положительно влияют на степень физической подготовки, а также положительно воздействуют на все органы человека.
Цель исследования — определение уровня интереса воспитанников к легкой атлетике.
Методы исследования — анкетирование.
Результаты — легкая атлетика: это вид спорта, который включает в себя различные виды ходьбы, бега, прыжков, метание и многоборья, выполняемых в циклическом и ациклическом режимах. Сочетание разнообразия и доступности позволяет легкой атлетике занимать главное место в системе подготовки по предмету «Физическая культура» на всех уровнях образования. Значение легкой атлетики для укрепления и сохранения здоровья — важны.
Основная часть
Легкая атлетика включает большое многообразие легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься в любое время года и в любом месте. Спринтерский бег (бег на короткую дистанцию) способствует совершенствованию двигательного аппарата, что выражается в повышении возбудимости и лабильности его центральных и периферических цепей, а также адаптации мышц к работе в относительно анаэробных условиях.
В беге на средние дистанции важную роль отводят физиологическим системам, обеспечивающим поступление кислорода в мышцы для ускорения аэробных процессов. Бег на длинные дистанции способствует развитию аэробной выносливости. Метание и прыжки развивают координационные способности и силу. Занятия легкой атлетикой приносят положительный оздоровительный эффект, повышают социальный статус обучающегося.
В ходе занятий легкой атлетикой формируется крепкий иммунитет, воспитанники получают хорошее физическое развитие, приобретают новые двигательные способности, необходимые знания и навыки в области физической культуры. Обучающиеся приобретают не только правильные двигательные навыки, но также развивают быстроты, ловкость, силу и выносливость. В основе легкоатлетических упражнений лежат естественные движения человека — ходьба, бег, прыжки и метание.
Занятия данным видом спорта полезны в профилактике многих заболеваний, а также оказывают положительное влияние на обменные процессы и защитные силы организма.
Мною была разработана анкета, для оценки заинтересованности легкой атлетикой учащихся Нахимовского военно-морского училища города Владивосток. В опросе приняли участие воспитанники 5–11 классов, в возрасте от 11 до 18 лет.
Анкета
- Занимаетесь ли Вы спортом?
– да, занимаюсь профессионально
– да, посещаю спортивные секции
– да, изредка занимаюсь физической культурой
– нет, не считаю нужным заниматься спортом
– другое
- Как часто Вы занимаетесь спортом?
– практически каждый день
– 2–3 раза в неделю
– 4–6 раз в месяц
– реже 4 раз в месяц
– не занимаюсь спортом
– другое
- Какие виды спорта Вы предпочитаете?
– легкая атлетика
– шахматы
– лыжные гонки
– футбол
– волейбол
– хоккей
– единоборства
– спортивное ориентирование
– другое
- Где Вы предпочитаете тренироваться?
– в спортзале
– на улице
– в манеже
– другое
- С кем Вы предпочитаете заниматься спортом?
– один
– индивидуально с тренером
– в группе
– другое
- Есть ли у Вас какие-нибудь спортивные достижения?
– да
– нет
- Какие виды легкой атлетики Вам больше нравятся?
– бег на короткие дистанции
– бег на средние дистанции
– бег на длинные дистанции
– прыжки
– метание
- Чем привлекают и отталкивают Вас занятия по легкой атлетике?
Ответ_______________________
Было обнаружено, что 80 % анкетированных положительно относятся к спорту, 18 % нейтральное отношение и 2 % негативное отношение. Нравится легкая атлетика 40 % анкетируемых, 55 % отдают предпочтения другим видам спорта. Для поддержания спортивного образа жизни легкая атлетика нужна 30 % воспитанникам. Выбрали профессиональное занятие легкой атлетикой 13 % опрошенных. Воспитанники выбирают занятия спортом, с целью сохранения своей физической формы, улучшения общего состояния здоровья.
Заключение
Подводя итоги проведенного опроса, можно сказать, что заниматься легкой атлетикой готовы многие воспитанники по ряду положительных аспектов, а именно правильно двигаться во время ходьбы, бега и прыжков. Сезонные факторы не влияют на занятия легкой атлетикой. Респонденты положительно относятся к легкой атлетике, участвуют в соревнованиях.
В результате анализа данных я пришла к выводу, что занятия легкой атлетикой оказывают положительное влияние на интерес воспитанников к физической активности, а также к уровню физической подготовленности и учебе в целом.
Литература:
- Павлов С. Н. Легкая атлетика в школе: учебное пособие / С. Н. Павлова, И. Х. Вахитов, В. П. Мартынов.– Казань: КФУ, 2011. — 195 с.
- Никифоров В. И. Физическая культура. Легкая атлетика: учебное пособие. Самар: ФГБОУ ВО ПГУТИ, 2016. — 62 с.
- Лабазов А. В., Белоусова К. В., Уткина Е. О. Социологический опрос студентов: отношение к занятиям легкой атлетикой// Молодёжь
- и наука: шаг к успеху. — 2020. — Т.1 — с. 294–298.