В статье автор исследует, каковы психологические особенности общения младших школьников с разным уровнем самооценки.
Ключевые слова: дети, самооценка, общение.
В работах отечественных и зарубежных психологов особое место в структуре самосознания отводится самооценке. Так, А. М. Серкова представляет «самооценку как особую ступень в развитии самосознания, предпосылкой которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе. Самооценка включает в себя осознание собственных умений, поступков и оценочное отношение к ним» [1, с. 25].
«Самооценка возникает и формируется только в процессе общения младшего школьника с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познаёт себя на основе этого сравнения [2, с. 25]. Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится всё более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятельным» [3, с. 257].
Г. А. Цукерман полагала, что «если мы хотим спроектировать достойное образовательное пространство для перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, нам нельзя более манкировать проблемами самосознания» [4, с. 17].
Самооценка в младшем школьном возрасте еще нестабильна. По словам Юрченко Л. Г., Абраменко А. Е., «образ «Я» утрачивает в этот период свою целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку» [5, с. 9].
При изучении самооценки и межличностных отношений по методикам: (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) и (Социометрия Дж. Морено) были получены следующие вычисления.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели, которые представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Распределение испытуемых по статусной категории в экспериментальном классе «А»
Рис. 2. Распределение испытуемых по статусной категории в экспериментальном классе «В»
Из полученных данных можно сделать вывод, что более 50 % детей экспериментальной группы «А» имели дисфункцию, из них 48 % относились к первой и второй группам страны, а более 50 детей экспериментальной группы «Б». ". % детей. Состояние детей хорошее. Другими словами они относятся к первой и второй группам состояний, при этом 44 % детей имеют состояния третьей и четвертой степени.
Также мы рассмотрели отдельно социометрический статус отдельно мальчиков и девочек. Результаты представлены на рис. 3 и 4.
Рис. 3. Распределение испытуемых социального статуса мальчиков и девочек экспериментальной группы «А»
Рис. 4. Распределение испытуемых социального статуса мальчиков и девочек экспериментальной группы «Б»
Изучая результаты, полученные при определении социологического статуса каждого члена группы, можно сделать вывод, что групповое настроение каждого школьника в экспериментальной группе «Б» более благоприятное и теплое, чем в экспериментальной группе «А».
В экспериментальной группе «А» уровень реляционного благополучия (ОРБ) можно определить как низкий. В этой группе преобладают уязвимые дети — 52 %. Большинство детей относилось к благополучной (1 и 2) категории состояния (56 %) за счет более высокого УВО в экспериментальной группе «Б».
Заключение: Уровень СВМ экспериментальной группы «А» ниже, что свидетельствует о неудовлетворенности большей части детей межличностным общением, слабой системой распознавания сверстников. Эту экспериментальную группу можно считать менее благополучной, так как индекс изоляции группы А составляет 20 %, а группы Б — 16 %, т. е. GRAM).
Отсюда можно сделать следующие выводы: Мотивация выбора основывается в основном на дружеских отношениях, но также и на интересе к занятиям с этим ребенком.
При изучении гендерных различий в межличностных отношениях у школьников данной экспериментальной группы были выявлены следующие факты. В экспериментальной группе «А» были выявлены отношения между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, и в этой группе наблюдалось явление «безответной любви». В большинстве случаев мальчики выбирают девочек. Еще я заметил, что среди девушек была «изгнанница». Вот участники группы 8 и более в группе мальчиков. Они являются членами группы № 3.17,10. В экспериментальной группе «Б» отношения связаны с первым и вторым типами состояний. В группах юношей и девушек были выявлены реципрокные отношения, одно из которых определялось как взаимная эмпатия (причем юноши и девушки также относились к разным статусным категориям), а также в группах наблюдалась «безответная любовь». Есть «изгои» в женских и молодежных группах. Это члены групп под номерами 2, 3, 9, 10.
Обработка данных по методике Т. Дембо — С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности). Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом. Их можно увидеть на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Распределение испытуемых самооценки испытуемых экспериментальной группы «А»
Рис. 5. Распределение испытуемых самооценки испытуемых экспериментальной группы «Б»
В экспериментальной группе «А» (см. рис. 5) из общего количества детей: 28 % имеют высокий уровень самооценки; 56 % имеют средний уровень самооценки; 16 % имеют низкий уровень самооценки; — в экспериментальной группе «Б» (см. рис. 6) из общего количества детей: 36 % имеют высокий уровень самооценки; 52 % имеют средний уровень самооценки; 12 % имеют низкий уровень самооценки.
Далее мы выделили уровень самооценки отдельно у мальчиков и девочек. Результаты представлены на рис. 7 и 8.
Рис. 7. Распределение испытуемых самооценки отдельно у девочек и мальчиков экспериментальной группы «А»
Рис. 8. Распределение испытуемых самооценки отдельно у мальчиков и девочек экспериментальной группы «Б»
«При отдельном рассмотрении мальчиков и девочек младшего школьного возраста 38,5 % мальчиков в экспериментальной группе А и 33,3 % мальчиков в группе Б показали высокую самооценку. Из графика 3.4 видно, что средний уровень самооценки был выше у мальчиков экспериментальной группы «Б» (58,3 %), чем у мальчиков экспериментальной группы «А» (38,5 %). Из этого же графика видно, что самооценка мальчиков группы А составляет 23 %, а мальчиков экспериментальной группы «Б» — 9 %. Наблюдаем при рассмотрении девочки для определения уровня самооценки. Высокий уровень самооценки составляет 16,6 % у девочек экспериментальной группы «А» и 38,5 % у девочек экспериментальной группы Б. Средний уровень самооценки девочек экспериментальной группы «А» составляет 74,4 %, а средний уровень самооценки девушек экспериментальной группы «Б» составляет 46,2 %. Низкий уровень самооценки составил 9 % у девочек экспериментальной группы А и 15,3 % у девочек экспериментальной группы Б.
Следующие результаты были получены путем сравнения коммуникативного статуса каждого ребенка с внутренней самооценкой внутри группы» [9].
В экспериментальной группе «А»: из общего числа детей (лидеров) в первом состоянии 78 % детей имели высокий уровень самооценки и 22 % — средний уровень самооценки. Из всех детей (предпочтительных) на второй позиции 100 % детей имеют средний уровень самооценки. 100 % детей в третьей категории состояния (Халатность) имеют средний уровень самооценки. Из всех детей четвертой статусной категории (чужой) — 80 % имеют низкую самооценку и 20 % детей имеют среднюю самооценку.
В экспериментальной группе Б: из общего числа детей в первом состоянии (лидер) 71 % имели высокий уровень самооценки и 29 % — средний уровень самооценки. Из всех детей со вторым условием (предпочтительным) 57 % имеют высокий уровень самооценки и 43 % — средний уровень самооценки. 100 % всех детей в третьей статусной категории (Безнадзорность) имеют средний уровень самооценки. Из всех детей четвертой статусной категории (чужой) 25 % имеют средний уровень самооценки и 75 % — низкий уровень самооценки.
Подводя итоги исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностного общения мы пришли к следующим выводам: чем ниже статус младшего школьника, тем ниже его самооценка, но изменения самооценки при том, что школьник перейдет в другую статусную группу незначительны» [7].
«Чтобы подтвердить данную гипотезу, был использован метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона: Где: n — объем группы; Х — первичные результаты показателя социометрического статуса; У — первичные результаты уровня самооценки; (ХУ — алгебраическая сумма первичных результатов. Расчеты коэффициента корреляции были произведены с применением ЭВМ. На основе данных вычисления можно сделать вывод: полученный коэффициент корреляции в экспериментальной группе «А» rху= 0,92, а в экспериментальной группе «Б» — rху= 0,90 свидетельствуют о том, что обе величины взаимосвязаны. Сравнив статусное положение с уровнем самооценки мы пришли к следующим выводам: — в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию — rху= 0,54, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху= 0,92; — в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию — rху= 0,45, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху= 0,91; Следовательно, наша гипотеза подтверждается: дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие высокий статус» [8].
«В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:
- На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.
- После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе «А» большинство детей имеют неблагоприятный статус (52 %), то есть относятся к категориям «отверженные» и «пренебрегаемые», а в экспериментальной группе «Б» большинство детей имеют первый и второй статус (56 %), то есть относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые». Следовательно в экспериментальной группе «Б» большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками; — в данных экспериментальных группах существует несколько взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между мальчиками и девочками, а также в группах наблюдаются явления «неразделенной любви»; мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело; — самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки; математическая обработка данных показала, что дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети, имеющие высокий статус.
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:
- Педагогу нужно подробно изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы суметь сформировать эти самые отношения, чтобы был создан для каждого обучающегося благоприятный эмоциональный климат, это также плодотворно повлияет на воспитательную деятельности учителя.
- Не нужно обделять вниманием отстранённых и непопулярных детей, нужно выявлять и развивать в них положительные качества, для того, чтобы поднять самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям» [6].
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. для вузов. — М.: Просвещение, 2014. — 624 с.
- Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: дис. канд. пси. Наук. — Казань.- 2016. — 146с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2008. — 464 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии.- 2018. — № 10. — С. 17.
- Юрченко Л. Г., Абраменко А. Е. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(62). — Новосибирск: СибАК, 2016.- С. 80–87.
- http://referat.resurs.kz/ref/vzaimosvyaz-samootsenki-i-statusnogo-polozheniya-v-sisteme-mezhlichnostnih-otnosheniy-v-gruppe-uchaschihsya-mladshego-podrostkovogo-vozrasta/9/
- https://xreferat.com/77/646–3-vzaimosvyaz-samoocenki-i-statusnogo-polozheniya-v-sisteme-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-uchashihsya-mladshego-podrostkovogo-vozrasta.html
- https://geum.ru/next/art-168558.leaf-9.php
- https://xreferat.com/77/646–3-vzaimosvyaz-samoocenki-i-statusnogo-polozheniya-v-sisteme-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-uchashihsya-mladshego-podrostkovogo-vozrasta.html