Важным вопросом любого общества и страны является подлинная реализация прав и свобод каждого, а также начало эффективной и надежной защиты в случае споров, конфликтов и преступлений. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» — гласит вторая статья Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков которого является выраженное в данной статье провозглашение прав и свобод высшей ценностью человека. Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Ключевые слова: права граждан, права человека, правонарушения, административная ответственность, общественные отношения.
Закон не может предусмотреть все возможные формы объединения людей, возникающие и исчезающие в ходе истории, и не может иметь статуса его субъектов. Объективное отсутствие четких и устойчивых правовых норм, отличающих социальное образование субъекта права, показывает главную слабость и преимущество института субъекта права — зависимость от времени.
Время приносит новый мир, новые идеи, условия и задачи. Признание человека или его объединения субъектом права в первую очередь зависит от них. Еще одну закономерность развития этой области объяснил Т. Д. Матвеев отмечал: «всякая правовая система, достигшая определенного уровня совершенства, подвержена постоянному усложнению человеческих отношений путем создания нечеловеческих образований» [4].
В его основе лежит понимание административной ответственности как сложной административно-правовой категории с некоторыми особенностями, предусмотренными специальным административно-деликтным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривающими сочетание юридической ответственности и принуждения [6]. Отмечаем, что административная ответственность, возникающая за совершение общественно опасного деяния в Российской Федерации, характеризующегося несправедливостью, преступностью, наказуемостью, должна осуществляться в рамках соблюдения принципов справедливости, соразмерности. и индивидуализация наказания, а также неотвратимость административной ответственности за совершенное преступление, это, на наш взгляд, основная цель как общей, так и специальной профилактики — основные цели административного наказания [8].
Проблема системы административной ответственности вызывает все большую обеспокоенность у ученых и практиков. Анализ ситуации с административными правонарушениями в Российской Федерации и ее субъектах показывает ухудшение и рост количества административных правонарушений.
Анализ статистических данных Верховного Суда РФ и Минюста показывает, что количество случаев административных правонарушений по Российской Федерации неумолимо растет. В то же время эти показатели не отражают полную картину административных правонарушений, а также не учитывают количество дел об административных правонарушениях, находящихся в административном рассмотрении федеральными и региональными органами управления, административными советами и административными комитетами. Дела несовершеннолетних и защита их прав требуют кардинальных мер по реформированию всей системы административного и деликтного законодательства [3].
В связи с чем, следует отметить, что камнем преткновения вот уже шесть лет являются положения ч. 2 п. 6 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2], предусматривающей, передачу должностным лица ОВД (полиции) полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренных соответствующими законами субъектов РФ, на основании соответствующих соглашений между ОВД и региональным органом исполнительной власти о передаче таких полномочий [5].
По нашему мнению, важнейшее место по объёму и многообразию решаемых ОВД задач занимает именно административная деятельность, в том числе, в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности, что все больше становится самостоятельным объектом научных исследований многих учёных-административистов, а также привлекает все больше внимания представителей широкой общественности и правоприменителей.
Так, вызовы современной действительности обусловили необходимость формирования кардинально иной правовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе, необходимость разработки собственного административно-деликтного законодательства [7].
Так, 25.06.2015г. был принят закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» № 117-ЗРК/ 2015 (далее — ЗРК № 117-ЗРК/2015) [1], который играет важную роль в предупреждении административных правонарушений и стабилизации административно-деликтной ситуации в Республике Крым, реализация которого затруднена рядом объективных причин, среди которых ведущее место занимает отсутствие соответствующих соглашений о передаче полномочий, в силу чего, сотрудники ОВД Республики Крым не имеют полномочий по реализации ст.ст. 2.1 (нарушение тишины и покоя граждан) и 7.2 (приставание к гражданам в общественных местах) Закона РК № 117-ЗРК/2015 [4].
Вместе с тем, указанные договора на сегодняшний день так и не заключены, что значительно затрудняло и делало невозможной практическую реализацию положений ст.ст. 2.1 и 7.2 Закона РК № 117- ЗРК/2015, рискуя оставить их мёртвыми и неработающими на практике, а, следовательно, права граждан на тишину и покой и на общественный порядок — не защищёнными.
Административная ответственность является одним из способов привлечения к ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан. Этот вид ответственности предусматривает наложение административных штрафов, запретов и ограничений на деятельность лиц, нарушивших законодательство.
Порядок привлечения к административной ответственности определяется законодательством и включает в себя следующие этапы:
- Обнаружение правонарушения. Процесс начинается с выявления факта нарушения закона компетентными органами (полицией, инспекторами ГИБДД, Роспотребнадзором и т. д.) или же пострадавшим гражданином.
- Определение категории правонарушения. В зависимости от характера нарушения закона, его последствий и меры вины нарушителя, правонарушение может быть классифицировано как легкое, средней тяжести или тяжкое.
- Принятие решения о привлечении к административной ответственности. Этот этап включает в себя вынесение постановления об административном правонарушении, определение меры наказания и сроков ее исполнения.
- Исполнение наказания. На этом этапе нарушитель должен выполнить предписания, указанные в постановлении об административном правонарушении, в противном случае ему грозит усиление мер наказания.
Правовая система России стремится к тому, чтобы каждый гражданин был защищен от нарушений своих прав. Административная ответственность является одним из инструментов, которые позволяют обеспечить соблюдение законов и защитить интересы граждан.
Однако следует отметить, что иногда административная ответственность может быть применена неправомерно или необоснованно. В таких случаях гражданин имеет право обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суде.
Кроме того, важно помнить, что административная ответственность не является единственным способом борьбы с правонарушениями. В некоторых случаях может быть применено уголовное преследование или гражданское исковое производство.
В целом, административная ответственность является неотъемлемой частью правовой системы России и играет важную роль в обеспечении соблюдения законов и защите прав граждан. Однако, ее применение должно быть справедливым и обоснованным, чтобы не нарушать права и свободы граждан.
Таким образом, к существенным проблемам привлечения к административной от ответственности относится не столько нестабильность и изменчивость административно-деликтного законодательства, сколько несогласованность действий органов исполнительной власти разного уровня при его непосредственной реализации и применении, например, при заключении соответствующий соглашений между федеральным и региональным органом исполнительной власти о передаче соответствующих полномочий, неопределённость позиции относительно финансирования таких полномочий, что, в конечном итоге, не даёт достигнуть главной цели административно-деликтного законодательства — предупреждение совершения административных правонарушений и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Литература:
- Закон Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://rk.gov.ru/ru/.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]// [Режим доступа] http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000#ixzz8
- 1 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год; Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891.; № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год; Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.
- Евсикова Е. В. Актуальные проблемы законодательства Республики Крым об административных правонарушениях /Е. В. Евсикова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича: в 3 частях. 2017. С. 46–50.
- Евсикова Е. В. Закон «Об административных правонарушениях в Республике Крым»: теоретические аспекты и проблемы правоприменения / Е. В. Евсикова // Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 153–157.
- Евсикова Е. В. Проблемы теории и практики института административной ответственности / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 108–110.
- Руденко А. В. Проблемы создания нормативно-правовой базы Республики Крым в условиях переходного периода / А. В. Руденко // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 147–149.
- Руденко А. В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказании при привлечении к административной ответственности / А. В. Руденко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (25). С. 77–81.