В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.
Ключевые слова: с истема образования, образовательная организация, молодые специалисты, профессиональная адаптация, программа профессиональной адаптации.
В современной, активно развивающейся системе образования не только проблемы развития теории и практики организационной работы в сфере образования, но и растущий интерес к профессиональным качествам, свойствам и качественным характеристикам преподавателей требуют особого подхода на этапе адаптации преподавателей к рабочему месту. В связи с этим, особое значение приобретают проблемы профессионального становления, адаптации и профессиональной социализации молодых специалистов [2].
Однако анализ кадровой ситуации в системе образования показывает, что процесс адаптации осуществляется недостаточно эффективно, так как во многих случаях этот процесс либо отсутствует, либо остается формальной мерой и не подкреплен необходимой программой профессиональной адаптации молодых специалистов. Также нередко руководители и коллеги не учитывают особый статус и возрастные особенности молодых специалистов.
Системе образования нужны компетентные и ответственные педагоги, действующие в соответствии с государственной политикой и принципами психологии и педагогики. Система образования стремительно развивается и нуждается в притоке молодых, активных и компетентных педагогов. От того, насколько преподаватели смогут адаптироваться к профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее образования в стране.
Молодыми специалистами, как правило, считаются специалисты, которые имеют высшее или среднее профессиональное образование и опыт работы до 3-х лет после окончания учебного заведения [1].
Профессиональная адаптация является процессом вхождения молодого специалиста в профессию и гармонизация его взаимодействия с профессиональной средой.
В процессе профессиональной адаптации молодой специалист приобретает ценностные ориентаций в профессии, происходит реализация его мотивов и целей в профессии, сближение его ориентаций с профессиональной группой на основе готовности к профессиональной деятельности.
Этот период является своеобразным испытательным сроком, который в дальнейшем определяет положение специалиста в его социальном и профессиональном окружении, поскольку он также является основой его будущей профессиональной карьеры и во многом определяет ее успешность.
Одной из наиболее серьезных проблем российского образования сегодня является создание необходимых условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых специалистов. Работа с молодыми специалистами традиционно является одним из важнейших элементов методической работы [3].
Следующая проблема, с которой сталкивается большинство молодых преподавателей, коммуникативная. Это связано с тем, что молодые специалисты оказываются в незнакомой педагогической среде. Изначально от коммуникативных навыков преподавателя зависит не только общий успех его работы, но и его самооценка и уверенность в себе.
Следующая проблема — отток молодых специалистов из-за столкновения с трудностями в период адаптации, связанными со специфическими особенностями преподавательской работы и профессиональными возможностями каждого учителя, отсутствием опыта, разрывом между знаниями и умениями. В следствии чего происходит неоправданный отток молодых учителей, которые не смогли найти себя в выбранной профессии [5].
Поэтому молодые преподаватели постоянно нуждаются в методической поддержке. Эффективность процессов профессиональной адаптации зависит от разумного распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами. Для того чтобы молодые специалисты с первых дней работы в образовательном учреждении чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях и не разочаровались в своей профессии, необходимо правильно выстроить работу по адаптации.
Для формирования нового поколения профессионалов в системе образования важно разработать эффективные и действенные программы профессиональной адаптации. В результате этого процесса молодые специалисты должны получить не только разносторонние знания, но и навыки и компетенции, которые позволят им быстро включиться в профессиональную деятельность и успешно ее осуществлять [4].
Создание эффективных программ адаптации в конкретных учебных заведениях, учитывающих все факторы и особенности молодых специалистов, позволяет успешно решать задачи профессионального и личностного становления молодежи на новом этапе социализации.
Таким образом, процесс адаптации является залогом вовлечения и дальнейшего развития молодых специалистов в системе образования.
Современное состояние проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов отражает обострение противоречия между растущими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых преподавателей.
Для того, чтобы процесс адаптации проходил эффективно, необходима разработка программы адаптации молодух специалистов, которая, к сожалению, в большинстве образовательных организаций отсутствую и является лишь формальной.
Литература:
- Даутова О. Б. Сопровождение интеграции молодых педагогов в профессию как управленческая задача [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soprovozhdenie-integratsii-molodyh-pedagogov-v-professiyu-kak-upr avlencheskaya-zadacha.
- Кибанов А. Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А. Я. Кибанов. — М.: Проспект, 2018. — 287 c.
- Моисеев А. М. Управление школой. Организационные и психолого-педагогические аспекты. — М.: Вузовский учебник, 2019. — 277 с.
- Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — № 50. — С. 256–260.
- Халтуева А. М. Проблемы адаптации молодого специалиста в системе общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-molodogo-spetsialista-v-sisteme-obschego-obrazovaniya.