В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недостаточное развитие логического, аналитического, творческого мышления. В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся 4 «в» класса на уроке изобразительного искусства. Исследовательская работа проводилась в рамках юнита «Права и обязанности». Автором статьи проведен подробный анализ результатов наблюдения за учащимися, проведенных интервью и составленных транскриптов речи учеников, с помощью которого можно эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, развивая исследовательские навыки при выполнений творческой работы.
Ключевые слова: творческое мышление, исследовательские навыки, стратегия, творческая идея , вдохновение .
Одной из важных задач образования на современном этапе является формирование и развитие у учащихся исследовательских умений и навыков.
В предмете изобразительного искусства учащиеся выполняют разнообразные творческие задания. За каждой выполняемой творческой работой стоит творческий замысел или творческая идея самой картины. Творческая идея требует определенных исследований. Наблюдая за выполнениями творческих заданий где требуется показать креативное мышление у многих учащихся во время выполнения творческих заданий наблюдаются отсутствие исследовательских навыков. В начале исследования были приведены аудиозаписи, интервью из составленных транскриптов речи учеников. Исследования проводилось во время юнита «Права и обязанности» в 4 «В» классе, где участвовали 16 учеников. Учащиеся ответили на 4 вопроса на тему «Творческое мышление».
Вопросы, которые были заданы учащимся во время анкетирования:
- «Приведите пример, когда вам приходилось думать вне стандартных рамок/представлений. С чем была связана такая необходимость? ». Ответили 20 % учеников;
- «Считаете ли вы себя творческим человеком?». Результат показал 40 %
- «Каким образом можно стимулировать своих одноклассников более креативному стилю выполнения задания?» Ответили 40 %
- Сталкивались ли вы с необходимостью придумывать что-то креативное? Опишите ситуацию и результат». Ответили 42 %
При анализе интервью и составленных транскриптов речи учеников было замечено, что в опросе ответы учащихся вызывали трудности. Это позволило выявить проблему исследования. На уроке изобразительного искусства с помощью творческого мышления развить исследовательские навыки у учащихся. А также применение исследовательских навыков в создании творческих работ.
По результатам анкетирования было решено использовать стратегию, где учащиеся могли бы эффективно стуктурировать и обрабатывать информацию. Мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Перед началом творческой работы выполнить исследование касательно творческой работы и при этом развить творческое мышление. Для этого было выбрана стратегия Mind map. Mind map — это интеллект-карта. Автором Mind map является британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» Тони Бьюзен. Это универсальный инструмент, применимый практически в любой сфере. Использование Mind map-мышления помогает качественнее обрабатывать информацию, шире мыслить, эффективнее планировать свои действия, анализировать проекты в ходе их выполнения, видеть цель и без страха браться за новые начинания. [1, с. 9].
Для исследования был выбран тип интеллект-карт как «схема-иерархия». Когда главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так, сколько необходимо. [2]. Используя интеллект-карту учащимся нужно было предварительно начертить и написать на карте, что будет нарисовано на будущей творческой работе в стиле «сюрреализм». Это фон, объекты,, цвета и т. д. Рисунок 1.
Рис. 1. «Интеллект-карта», составленная учеником 4 В класса
Использование стратегий значительной мере помогло определиться с идеей и учащимся нужно было перенести свою идею картины на большой формат бумаги. Рисунок 2.
Рис. 2. Творческие работы учащихся 4 В класса
Результаты, представленные учащимися при выполнения творческого задания, оценивались как «отличные», «хорошие», «средний» уровни. Учащиеся смогли показать в своих картинах авторский подход. Узнали, что такое авторское право и плагиат. Познакомились с сайтом, где можно подать на авторское право в Казахстане.
Результаты показали, что в творческой работе учащимся помогает развивать исследовательские навыки использование «Интеллект-карт». С помощью них мы можем решать задачи, такие как: искать вдохновение, структурировать информацию, понимать идею, запоминать материалы, презентовать мысли, управлять задачами, детализировать проект, схематично изображать информационные блоки и ассоциативно мыслить. И в то же время есть и ограничение: разница восприятия информации — это когда один человек плохо понимает мысли, которые пытается высказать составитель карты [3].
Вывод: Использование интеллект-карты помогает правильно сформировать идею творческой работы. Тем самым показывает уникальность творческой работы. А также данная стратегия помогает развить у учащихся навыки исследования через творческое мышление. В будущем в каждом из заданий предмета изобразительного искусства планируется подготовка таких заданий.
Литература:
- Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен — «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2018.
- Как использовать интеллект-карты в учёбе https://media.foxford.ru/articles/kak-ispolzovat
- Стратегии урока https://lusana.ru/presentation/31336