Проблема заросших участков соседей является актуальной для многих правообладателей земельных участков. Заросшие участки могут привести к конфликтам между соседями, снижению эстетического уровня окружающей среды и даже к ухудшению экологической обстановки. Рассмотрены причины возникновения проблемы, анализируется возможность решения, предлагаются практические рекомендации.
Ключевые слова: земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение, нецелевое использование, заброшенный земельный участок.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) [1] собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. В соответствии со ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2] использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, приводит к назначению наказания в виде штрафа. В ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] закреплены положения о том, что садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Вместе с этим следует отметить, что в соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в РФ [6], утвержденных постановлением Правительства РФ, правообладатели садовых и огородных земельных участков обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на таких земельных участках. При этом в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Сельскохозяйственные земли в нашей стране находятся под особым контролем государства, который осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специальным комитетом земельного надзора Росреестра и местной администрации. Эти органы публичной власти могут проводить плановые и внеплановые проверки, в результате которых выявляются факты нецелевого использования земельного участка.
Заброшенный участок земли — это участок, который не используется длительное время и на котором отсутствуют признаки хозяйственной деятельности [8]. Под бесхозным земельным участком в соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [3] можно понимать земельный участок, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на который собственник отказался. Заброшенные участки на территории дачных кооперативов, в частном жилом секторе могут неблагоприятно воздействовать на соседние участки. На таких территориях часто возникают стихийные свалки, живут бывшие домашние животные, кроты и змеи, разрастаются сорняки. В итоге дачники вынуждены тратить время на борьбу с сорняками, обрабатывать посадки химикатами от вредителей.
Если удаётся связаться с владельцем земельного участка, то сначала можно попробовать договорится о выкупе участка, если сосед не заинтересован в его надлежащем использовании. Другим вариантом решения проблем с заброшенными участками земли является обращение в уполномоченные органы. Наиболее эффективными вариантами являются обращения в Росреестр и Россельхознадзор. Какой орган будет проводить проверку зависит от категории и вида разрешенного использования земельного участка. Ещё одним органом, куда возможно обратиться, является противопожарная инспекция, которая проверит участок на соответствии требованиям пожарной безопасности. В обоих случаях требуется составить заявление, в котором указываются контакты, адрес или кадастровый номер участка, доказательства нарушения, требования по устранению.
Согласно ст. 210 ГК РФ и ст. 42 ЗК РФ владелец земли обязан не только поддерживать имущество в безопасном для окружающих состоянии, но и использовать по назначению, не допускать запустения, регистрировать имущество, платить на него налоги и оплачивать услуги. За нарушение норм использования, в том числе запустение участка, отсутствие строительства и хозяйственной деятельности, организацию свалки или нарушение норм пожарной безопасности собственнику участка в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ назначат штраф 0,5–1,5 % от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей или от 10 000 до 20 000 рублей, если стоимость кадастра не определена.
Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрены другие санкции. Сами признаки неиспользования таких участков регулируются Постановлением Правительства РФ № 1482 (далее — ПП № 1482) [7]. Собственникам земель, которые соответствуют этим критериям, в соответствии с ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ придётся заплатить в казну государства 0,3–0,5 % от её кадастровой стоимости, но не менее 3000 рублей. При этом закон суров — если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника. Этот вопрос регулирует статья 284 ГК РФ.
В случаях, если сосед не известен и не объявляется, можно обратиться в органы местного самоуправления. Именно они должны заниматься поиском собственников домов, квартир и участков, в том числе дачных, сведения которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Если муниципалитет пытался найти собственника заброшенного участка, и не нашел, тогда он обращается в Росреестр с заявлением о признании недвижимости бесхозяйной. Дом или гараж будут находиться в таком статусе еще в течение года. Только через этот промежуток времени после постановки бесхозяйной недвижимости на учет, муниципалитет вправе обратиться в суд о признании объекта муниципальной собственностью. Как уже было подмечено ранее, в ПП № 1482 указаны признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, однако, аналогичного документа для земель садоводства и огородничества законодатель не предусмотрел. В ЗК РФ признаки, по которым можно признать нецелевое или использование земель с нарушением законодательства тоже отсутствуют.
Таким образом, правовая проблема состоит в том, что законодателю необходимо разработать критерии неиспользования земельных участков из земель садоводства и огородничества, чтобы реализовать процедуру их изъятия у недобросовестных правообладателей, земельные участки которых могут навредить смежным участкам соседей.
Также существует перспектива предоставления садовым некоммерческим товариществам (далее — СНТ) и собственникам смежных садовых земельных участков преимущественного права на приобретение «брошенных» земельных участков, если те отправятся на торги после изъятия у прежних собственников в целях экономии бюджетных средств. Всё дело в том, что перед изъятием земельных участков может потребоваться межевание земельного участка. Инициатором такого мероприятия будет выступать муниципалитет, что повлечёт трату бюджетных средств. Вполне вероятно, что потребуется и сплошная инвентаризация земель [5], а это также значительные средства, которые придётся потратить из местного бюджета.
Тем самым, перспектива заключается в том, что СНТ и собственникам смежных земельных участков, которым предоставлено преимущественное право на приобретение, будут за свой счёт реализовывать все необходимые мероприятия. Таким образом, удастся сэкономить бюджетные средства муниципалитета и предоставить возможность расширить свой земельный участок собственникам.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. ст. 4147;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). ст. 1;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 32. ст. 3301;
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (ч. I). ст. 4766;
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. ст. 2582;
- Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 39. ст. 6059;
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 24.10.2022) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 39. ст. 6056;
- Официальный сайт Правительства Псковской области [Электронный ресурс] URL: https://pskov.ru/prelease/10.01.22/136246 (дата обращения: 12.11.2023).