В статье обоснована актуальность применения активных методов обучения на уроках математики в 5–6 классах.
Ключевые слова : активные методы обучения, игровые технологии, электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что активное обучение приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых, игровых методов работы с информацией. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения и развивает их творческие способности.
О многообразии активных методов обучения и применение их на различных этапах урока свидетельствуют методические разработки и статьи в педагогических журналах учителей математики, но также создают стимул для творчески работающих учителей создавать методические разработки уроков и внеурочных мероприятий с применением активных методов обучения.
Проведя теоретический анализ указанной проблемы, приведем подходы к определению активного обучения, по мнению различных педагогов.
П. Д. Рабинович, Н. В. Сальникова, А. С. Тарасов считают, что активное обучение — способ организации учебного процесса, при котором получение обучающимися знаний, умений и навыков (ЗУН) доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности обучающегося и обеспечивают требуемый уровень мотивации [2, с. 7].
Достоинством организации активного обучения, с точки зрения М. Миллз, Г. А. Ковалева, Ю. Н. Емельянова, является обучение в малой группе (15–30 человек), объединенной общими целями и задачами [2, с. 9].
В настоящее время нет единой точки зрения, как на определение активных метолов обучения, так и на их классификацию в связи с тем, что разные авторы рассматривают их в различном контексте. К исследованию данной проблемы обращались В. В. Анисимов, А. А. Балаев, О. В. Барканова, А. А. Вербицкий, М. Я. Виленский, И. Ивич, В. В. Истомина, Д. Н. Кавтарадзе, Е. Н. Корнеева, И. А. Лазарева, Т. В. Мурзинцева, М. М. Новик, С. А. Мухина, А. П. Панфилова, А. Пешикан, Г. К. Селевко, М. Г. Сергеева, В. В. Сериков, В. А. Ситаров, В. Е. Федорова, Д. Х. Шалбаева, А. В. Хуторской, Г. П. Щедровицкий, С. Янкович и другие исследователи [2, с. 7].
Проанализировав различные подходы к определению понятия, сделаем выводы, что активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, в котором ученик сам является активным участником процесса, а не пассивным объектом. Данные методы позволяют сформировать умения самостоятельной работы; обеспечить развитие и саморазвитие личности; мотивировать учеников, применяя практико-ориентированные задачи; создавать условия обучения максимально приближенные к профессиональным; повысить качество приобретаемых знаний; создавать творческий характер деятельности.
Современная педагогика отмечает эффективность применения игровых технологий обучения. Игру можно использовать на различных этапах и типах уроков. Игра позволяет развивать быстроту реакции, внимательность, четкость, и позволяет направить мотивационный потенциал игры на освоение школьной программы.
На этапе постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности обучающихся учитель может применять метод «Узнай меня». Учитель раздает картинки детям. Обучающиеся должны перечислить характерные признаки предмета на картинке. Цель метода: за короткий промежуток времени повысить познавательную активность обучающихся.
На этапе актуализации знаний используем методы, которые стимулируют обучающихся на повышение познавательной деятельности, заставляют вспомнить материал необходимый для изучения нового материала. Пример, метод «Парный выход»: обучающиеся по очереди задают вопросы по пройденной теме и выступают в роли отвечающего и задающего вопросы. Главное условие метода: вопросы не должны повторяться.
На этапе объяснения нового материала учитель использует методы, позволяющие удерживать внимание и интерес обучающихся. Пример, используем кейс-метод при изучении темы «Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников».
Задача кейса: родители Феди решили сделать ремонт в его комнате. Они хотят обклеить её новыми обоями. Размеры комнаты 3 м на 4м, высота потолков два с половиной метра. Сколько рулонов обоев им надо купить, если ширина их 50 см, а длина одного рулона 10 м. И в комнате мальчика есть дверь размерами 1 м на 2 м. и окно размерами 2 м на 1 м 50 см. Мама с папой попросили мальчика самого найти ответ на этот вопрос. Сможете ли вы помочь Феде?
Также при реализации кейс-метода учитель может применять метод эвристических вопросов или эвристическую беседу.
Следует описать активные методы обучения с применением ИКТ. Цифровая среда позволяет учителю применять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на любом этапе урока и расширяет возможности активных методов обучения.
Пример, урок на тему «Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная» на этапе применения изученного материала учитель предлагает обучающимся поработать в парах при выполнении заданий, используя метод « Текст с пропусками» с помощью Библиотеки цифрового образовательного контента (рис. 1), и дальнейшего обсуждения.
Рис. 1. Задание из библиотеки цифрового образования
Метод «Математический диктант» применяем на уроке «Измерение углов» с целью проверки знаний на платформе 1С: Урок (рис. 2)
Рис. 2. Математический диктант на 1С:Урок
При дистанционной форме обучения и использовании электронной версии учебника на уроке по теме «Измерение углов» обучающиеся применяют онлайн-транспортир для измерения углов (рис. 3). Используя данное приложение, школьник приобретает опыт самостоятельной работы, но если он оставлен наедине с заданием, то это не принесет ему никакой пользы. Роль учителя помогать ученику и научить его самостоятельно выполнять измерения. Демонстрируя экран, школьник выполняет измерения, а учитель контролирует и поправляет обучающегося.
Рис.3. Измерение углов с помощью онлайн-транспортира
Таким образом, учитель, применяющий на своих уроках активные методы обучения, действительно увлекает обучающихся в удивительный мир математики. Стимулирует своих учеников изучать интересные факты не только по содержанию предмета «Математика», но и по истории математики. Рекомендуется при изучении математики в 5–6 классах применять учебные игровые методы как наиболее эффективные для данной возрастной группы. Также следует учитывать, что «цифровое поколение» обладает наглядно-образным мышлением, поэтому следует разрабатывать активные методы обучения с применением электронных образовательных ресурсов.
Литература:
- Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
- Колокольникова З. У. Технологии активного обучения: учеб. пособие / З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. — 179 с.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 24 дек. 2013г., № 2506-р. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/. — Заглавие с экрана. — Дата обращения 07.10.2023.