В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении подростков.
Ключевые слова: общение, подростковый возраст, психологические трудности, уровень самоконтроля, уровень саморегуляции в общении.
Понятие общения разрабатывалось Леонтьевым А. А., Леонтьевым А. Н., Ломовым Б. Ф. и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила А. Г. Самохвалова, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Процесс общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и потребности включенности в какую-либо группу или общность. Усиливается потребность в автономии, неприкосновенности своего личного пространства [4, с. 17].
Типичная черта подростковых групп — чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки некритично относятся к мнениям собственной группы. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «они» [2, с. 59].
В общении подростков отмечается ряд особенностей. Подростки, будучи постоянно озабочены сами собой и предполагая, что другие разделяют их озабоченность, обычно действуют в расчёте на некую воображаемую или реальную аудиторию.
Кроме того, преувеличивая свою уникальность, подростки создают свой «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий [5, с. 69].
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию [3, с. 19].
Общение в современном обществе зависимо от изменения мотивации структуры интересов современных подростков, поэтому изучение особенностей общения подростков актуально. Особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п.
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы [1, с. 22].
С целью изучения особенностей психологических трудностей в общении подростков было проведено эмпирическое исследование. Мы предположили, что проблемы в общении подростков имеют свои особенности, а именно основные трудности общения в подростковом возрасте связаны с уровнем самоконтроля и уровнем саморегуляции в общении.
В исследовании принял участие коллектив из 30 подростков, от 16 до 18 лет.
Для изучения самоконтроля в общении мы использовали Тестирование на оценку самоконтроля в общении и опросник «Саморегуляция и успешность межличностного общения» — автор В. Н. Куницина
Согласно полученным результатам, для большинства подростков характерен средний и высокий коммуникативный контроль.
Рис. 1 Распределение подростков по уровню СК в общении. Подсчёт результатов тестирования на оценку самоконтроля в общении (%)
Таким образом, с помощью данного исследования были выявлены особенности общения подростков со сверстниками и со взрослыми. Образование этих особенностей это в основном результат переходного возраста, где преобладают эмоции. В этот период происходит смена родительского отношения в семье на более доверительную, взрослую доверяющую позицию. А также изменение отношений и взглядов со сверстниками. И эти изменения в основном проявляются в общении среди них. Общение в этом возрасте в основном строится на понимании и доверии.
Результаты Анализа теста саморегуляции и успешность межличностного общения:
Рис. 2. Выраженность показателейсаморегуляции (ср.балл)
Нами был проведен корреляционный анализ, в котором изучалась связь между уровнем самоконтроля и уровнем саморегуляции в общении подростков. Получили следующий результат 0,76. Положительный коэффициент указывает на то, что связь между показателями прямая. То есть, чем выше уровень самоконтроля в общении, тем выше уровень саморегуляции, при этом данная связь является сильной, так как очень близка к единице.
Рис. 3 Корреляционная плеяда связей между показателями уровня самоконтроля и уровня саморегуляции в общении
Таким образом, уровень самоконтроля и уровень саморегуляции в общении тесно связаны друг с другом и положительно влияют на общение подростков, развивая один критерий общения, тот тянет за собой развитие другого и так по цепочке.
В результате исследования нами была достигнута цель. Мы смогли определить особенности подросткового общения. Попытались выявить психологические трудности в общении, но наша гипотеза не оправдалась. Об общении подростков можно сказать следующее, что юноши и девушки могут найти выход в конфликтной ситуации и если возникли психологические трудности в общении, смогут подобрать вариант их разрешения. Подростки в общении не вспыльчивы, ведут спокойный диалог, могут вступить и в дискуссию, но грамотно её закончить. Ученики любят общаться между собой, они имеют общие интересы и темы для беседы. Сами же подростки, как оказалось, понимают с кем можно общаться и с кем не стоит, могут различить девиантное поведение от делинквентного. С подростками была проведена беседа, в ходе которой затрагивались темы конструктивного взаимодействия и предупреждения конфликтов в общении.
Литература:
- Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Н. А. Зимина — Н. Новгород: ННГАСУ,2017. 17–25 с.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие школьника. / Просвещение. 2016. 198 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения: 3-е изд / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2017. 376 с.
- Самохвалова А. Г. Психология затрудненного общения ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, стр.14–19, переизд. 2017. 127с.
- Эльконин Д. Б. Психология. М.: Педагогика. Переизд. 2019. 312 с.