В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой системы и налогового контроля в частности. Акцентируется внимание на необходимости изменения правового регулирования системы налогов и сборов, что, в первую очередь, позволит усовершенствовать налоговый контроль.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоги и сбор, налогоплательщики, налоговое законодательство.
Система налогового контроля в России приобрела в последнее время особую актуальность за счет выявления случаев невыплаты налогов и сборов на миллионные суммы. Так, известная многим блогер Блиновская Елена не выплатила налоги в сумме более 1 млрд. рублей, при том, что у неё арестованы активы только на 64 млрд. рублей [1]. Из чего следует, что невыплата такой суммы налогов и сборов совершена не по причине финансовых трудностей налогоплательщика, а связаны с его нежеланием вносить налоговые платежи. В аналогичную ситуацию попали и другие блогеры, такие как: Чекалина Валерия, Митрошина Александра. В отношении других блогеров на сегодняшний день Федеральная налоговая служба и Следственный комитет проводят проверки.
Миллионные суммы долгов перед налоговой службой появляются не одномоментно, очевидно, что система контроля налогов и сборов в отношении указанных лиц не действовала должным образом. Ввиду сказанного, обратимся к самому понятию налогового контроля в России.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговый контроль представляет собой «деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [2].
Полагаем, что законодатель выбрал не совсем удачное толкование, так как контроль в данном случае — это деятельность по контролю, однако, что входит в эту деятельность, законодатель в определении не указывает, тем самым не конкретизируя и не раскрывая её сущность. В связи с чем необходимо обратиться к определениям налогового контроля, которые существует в научной среде.
Так, Т. Н. Казанкова указывает, что налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность приемов и методов деятельности уполномоченных органов, которая в свою очередь обеспечивает соблюдение плательщиками законодательства о налогах и сборах, в частности порядка исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов в бюджет, а также во внебюджетные фонды [3, c.32].
Из указанного определения можно сделать вывод, что сущность налогового контроля в России сводится к оказанию влияния на налогоплательщиков в вопросе своевременной уплаты налогов и сборов.
И. В. Сименко и О. А. Бредихина определяют налоговый контроль как важнейший элемент государственного финансового контроля, представляющий собой деятельность уполномоченного органа, направленную на обеспечение соблюдения налогового законодательства, а также предупреждение, своевременное (в режиме реального времени) выявление и устранение последствий от налоговых правонарушений и привлечение к ответственности винновых лиц за их совершение. Названное определение боле широко раскрывает сущность налогового контроля, указывая на его превентивную функцию [4, c.93].
Налоговый контроль должен ориентироваться на те проблемы, которые на сегодняшний день не позволяют в полном объеме организовывать поступление денежных средств в бюджет. В частности, к таким проблемам можно отнести следующие:
— противоречивость налогового законодательства, отличающегося, помимо прочего, своим большим объемом;
— существования множества различных налогов, сборов, акцизов и т. д., которые схожи по своей сущности и приводят налогоплательщиков к путанице, что в свою очередь влечет уплату ошибочного налога и наложение штрафных санкций за неуплату необходимого налога.
— отсутствие устойчивых основ для экономической деятельности хозяйствующих субъектов ввиду постоянно вносящихся изменений в налоговое законодательство, что негативных образом сказывается на экономической сфере жизнедеятельности общества в целом.
Запольских и Т. Н. Лубова, указывают, что, кроме прочего, проблемы, которые могут приводить к крупным потерям денежных средств налогоплательщиков, относятся трудности при расчете необходимой суммы для уплаты налога, возникающие даже у лиц, являющихся специалистами организаций в налоговой сфере [5, c. 361].
Из указанного следует, что налоговый контроль, в первую очередь, должен быть направлен на совершенствование правового регулирования системы налогов и сборов в Российской Федерации, включая в себя следующие аспекты:
- Упрощение налоговых процедур, посредством введения более простых и понятных правил и процедур налогообложения, что позволит существенно снизить нагрузку на налогоплательщиков. Это может включать автоматизацию процессов декларирования и уплаты налогов, упрощение форм отчетности и установление более ясных сроков и процедур уплаты.
- Снижение налоговых нагрузок в отношении определенных категорий налогоплательщиков. Пересмотр и снижение некоторых налоговых ставок и нагрузок может способствовать стимулированию экономического роста и привлечению инвестиций. Анализ и оценка налоговых ставок с учетом эффективности и справедливости может помочь сбалансировать налоговую систему и снизить налоговое бремя на бизнес и физических лиц.
- Усиление контроля и надзора со стороны налоговых органов, внедрение электронных систем мониторинга и отчетности, а также ужесточение ответственности за налоговые преступления.
- Дальнейшее развитие и улучшение механизмов предоставления налоговых льгот и стимулов может способствовать стимулированию экономической активности и инвестиций в стратегически важные отрасли. Это может включать налоговые льготы для инновационных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки на работников и другие стимулы.
- Улучшение прозрачности и ответственности, заключающееся в более ясном и доступном предоставлении информации о налоговых правилах и процедурах, улучшение механизмов обжалования налоговых решений, а также усиление механизмов привлечения к ответственности за налоговые нарушения и злоупотребления.
Из указанного следует, что изменение системы налогового контроля предполагает изменение, в первую очередь, налогового законодательства, так как налоговый контроль предполагает деятельность по применению мер, направленных на его соблюдение. Упрощение налогового законодательства, его доступность для налогоплательщиков должны стать первым этапом для улучшения налогового контроля, после чего необходимо ввести автоматизирование составления налоговых отчетностей, позволяющих субъекту налогообложения отслеживать необходимые суммы для внесения налогов в бюджет, с указанием санкций на несвоевременное их внесение. Таким образом можно наиболее эффективно построить систему налогового контроля, которая не обременит новыми обязанностями налогоплательщиков.
Литература:
- Соколов К., Гальчева А. По делу блогера Блиновской арестовали активы на 64 млрд // РБК. — URL: https://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64db8ec09a7947739ac7e418 (дата обращения: 10.11.2023).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.
- Казанкова, Т. Н. Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля в Российской Федерации / Т. Н. Казанкова, О. А. Говорина // Вопросы экономики и права. 2020. № 143. С. 31–35.
- Сименко И. В. Компаративный анализ понятия «налоговый контроль» / И. В. Сименко, О. А. Бредихина // Вестник Института экономических исследований. 2022. № 1 (25). С. 88–93.
- Запольских, Ю. А. Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования / Ю. А. Запольских, Т. Н. Лубова // Российский электронный научный журнал. 2023. № 2(48). С. 355–372.