Виды нарушений слоговой структуры слова. Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Бухвостова, А. В. Виды нарушений слоговой структуры слова. Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Бухвостова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108531/ (дата обращения: 23.12.2024).



Нарушения слоговой структуры слова являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре общего недоразвития речи, обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, нарушения слоговой структуры определяют не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, З. Е. Агранович, Н. В. Курдвановская, Ванюкова Л. С. и др.).

Нарушения слоговой структуры слова сохраняются у детей с патологией речевого развития в течение многих лет и возникает, как только ребенок сталкивается с новой для него слоговой структурой слова [2].

Нарушения слоговой структуры слова могут проявляться в виде элизии, персеверации, антиципации, итерации, перестановки, контаминации. Определение типов ошибок давали исследователи детской речи Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Т.Б Филичева, Г. В. Чиркина, Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова, О. И. Крупенчук и др.

В своих работах, посвященных проблемам овладения слоговым составом слова в норме и при патологии речи и нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи, А. К. Маркова проанализировала и охарактеризовала выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, такие как: сокращение числа слогов; добавление лишнего слога или добавление гласного звука между стечениями согласных звуков; перестановки слогов местами внутри слова; уподобления слогов; сокращения стечений согласных [4], [5].

Виды нарушений слоговой структуры слова:

  1. Искажение слогового контура слова за счет сокращения числа слогов , обусловленное либо выпадением целых слогов, так называемая слоговая элизия , (например, «ка» — каша, «пувица» — пуговица), либо выпадением слогообразующей гласной, тогда как согласный сохраняется, (например, «пугвиса» — пуговица, «платенце» — полотенце). При анализе нарушений слогового состава слова нужно учитывать, что подобный тип ошибки распространяется только на слова с теми звуками, произношение которых ребенку доступно в изолированной позиции и в составе других слов. Если ребенок не произносит звук [р], то произношение слова «макаоны» с пропуском звука не может рассматриваться как пример слова с элизией.
  2. Увеличение слогового состава слова за счет добавления лишнего слога при многократном, стереотипном повторении одного и того же слога — персеверации (например, «вололобли» или «вововобли» — воробьи), важно увидеть в каком месте слова возникает персеверация. Особенно опасна персеверация в начале слова (на первом слоге), т. к. первый слог запускает всю слоговую программу. После первого работает механизм стереотипа. Поломка первого слога может вызвать заикание.
  3. Также увеличение слогового состава слова происходит за счет добавления гласных звуков к структуре слова — итерации , искажающей ее контур. Чаще всего это происходит в стечение согласных, (например, «дупело» — «дупло»), но также бываю случаи произвольного добавления гласных звуков к структуре слова (например, «агунетик» — кузнечик).
  4. Перестановка местами слогов внутри слова является весьма характерным нарушением слоговой структуры слова (например, «чепенье» — печенье).
  5. Уподобление одного слогадругому , так называемая антиципация , (например, «мимидор» — помидор) [4], [5].
  6. Также встречается такое нарушение слоговой структуры слова как контаминация — слияние частей слов в одно (например, «холодильница» — холодильник, хлебница) [1, с. 13].

У детей с нормальным речевым развитием в процессе онтогенеза могут возникать ошибки, упрощающие слоговую структуру: элизии, вставки, сокращение стечений согласных, но при пропуске слогов, как правило, сохраняет ударный слог, в отличие от детей с нарушениями речи.

Особенностью детей с нарушениями речи является то, что они при сокращении не сохраняют ударный слог, а в более сложных конструкциях «теряют» ударный и первый предударный слоги. В результате этого сокращения может остаться не слог, а звук [6].

Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи особенности воспроизведения слоговой структуры слова имеют различную характеристику на разных уровнях развития речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется Р. Е. Левиной ограниченной способностью воспроизведения слоговых элементов слова, преобладанием односложных и двусложных образований, а также тенденцией сокращения повторяемого в отраженной речи слова до одного-двух слогов, что кроме лепетных слов и жестов, дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу [3].

На втором уровне речевого развития, по исследованиям Р. Е. Левиной, воспроизведение слоговой структуры слова оказывается более доступным, у детей часто получается правильно воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав этих слов еще очень диффузен. Также возникают трудности в повторении двусложных слов, состоящих из прямых слогов, двусложных слов из обратного и прямого слогов. Часто выявляется выпадение звуков при воспроизведении двусложных слов с закрытым и прямым слогом. Стечение согласных в односложных и двусложных словах так же затрудняют произношение подобных слов. Более выраженные нарушения встречаются в трехсложных словах, помимо искажений и опусканий звуков, наблюдаются перестановки слогов и их пропуски. Более сложные слоговые структуры либо искажаются детьми настолько, что далеки от образца, либо укорачиваются. Наиболее проявляются нарушения слоговой структуры во фразовой речи [3].

На третьем уровне речевого развития дети владеют полной слоговой структурой слов, а ее нарушения характеризуются лишь остаточными явлениями, проявляющимися в сокращении согласных при стечении, перестановках звуков, слогов и слов и редкими проявлениями при воспроизведении незнакомых слов [3].

У детей с четвертым уровнем речевого развития возникают затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава, что подтверждает незаконченность формирования слоговой структуры, как правило, обнаруживаются при необходимости усвоения новых слов сложной слоговой структуры. Трудности в произнесении слов сложного слогового состава являются основным критерием при диагностике детей с четвертым уровнем речевого развития, отмечает Т. Б. Филичева [7].

Литература:

  1. Крупенчук, О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова [Текст] / О. И. Крупенчук. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2020. — 96 с. — (Серия «В помощь логопеду»).
  2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Е. Агранович. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 48 с.
  3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под. ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286–53.shtm (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Маркова, А. К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте [Текст] / А.К Маркова // Вопросы психологии, 1969, № 5, с. 22–34 — URL: http://prepod.nspu.ru/file.php/199/Markova3.doc (дата обращения: 13.01.2021).
  5. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Текст] / А. К. Маркова; под ред. Р. Е. Левиной. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — М., 1961. — С. 59–70 — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055–1.shtml#book_page_top(дата обращения: 21.11.2020).
  6. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина — М.: «Просвещение», 1973. — с. 272 с ил. — URL: http://pedlib.ru/Books/2/0001/2_0001–213.shtml (дата обращения: 28.11.2020).
  7. Филичева, Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» [Текст] / Т. Б. Филичева // «Дети с проблемами в развитии», 2004 № 1 — URL: http://pedlib.ru/Books/1/0116/1_0116–2.shtml#book_page_top (дата обращения: 22.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): слоговая структура слова, речевое развитие, слово, слоговая структура, слоговой состав слова, ребенок, нарушение, слог, звуковой состав, лишний слог.


Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, обусловленные недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов, участвующих в расшифровке парадигма...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, обусловленные недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов, участвующих в расшифровке парадигма...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Задать вопрос