В данной статье рассматривается проблематика в подготовке прокурорами государственного обвинения, а также предоставляется примерная поэтапная методика разработки государственного обвинения для прокуроров.
Ключевые слова: государственное обвинение, прокурор, органы предварительного следствия, методика, поддержка государственного обвинения.
В современных условиях уголовного судопроизводства функция обвинения является неотъемлемой частью в осуществлении правосудия. По мнению многих ученых, в том числе М. А. Перевощикова, «деятельность стороны обвинения справедливо признается двигателем всего уголовного процесса» [1].
Согласно установленными нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее — УПК РФ), в ходе судебного производства по уголовным делам именно прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Еще одним немаловажным нормативно-правовым актом, закрепляющим важность государственного обвинения прокурора, является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], в котором, в ст. 4, определено, что государственное обвинение является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры.
Однако, поддержка государственного обвинения является трудным процессуальным действием, требующим от прокурора не только углубленные знания в области права, а также овладение ораторским искусством, но и опыт работы, на который можно опираться, чтобы позволить суду вынести справедливое, законное и объективное решение.
Более подробная конкретизация процесса поддержания прокурором государственного обвинения находится в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [4]. Данный акт Генеральной прокуратуры РФ регламентирует порядок и основные методики по поддержанию государственного обвинения в уголовном судопроизводстве, где в п. 1.5 указывается, что поддержание государственного обвинения следует поручать прокурорам с более высокими личностными и профессиональными навыками.
Немаловажным требованием, исходящим из соответствующего документа, является обязанность государственного обвинителя заблаговременно готовиться к судебному заседанию, беспристрастно оценивать совокупность имеющихся доказательств, а также тактически продумывать ход судебного заседания по уголовным делам.
Зачастую, вопреки тому, что деятельность прокурора по поддержанию государственного обвинения относится к процессуальной самостоятельности данного участника уголовного судопроизводства, на него оказывается давление со стороны органов предварительного расследования. Данное давление и склонение к отстаиванию не своих выводов является недопустимым, и, в случае полного несогласия прокурора с иными органами, ему следует решать вопрос о замене государственного обвинителя, либо лично поддерживать государственное обвинение. Данные процессуальные действия направлены на то, чтобы исключить всевозможные вмешательства в государственное обвинение, поскольку на практике данные обвинения предполагают отсутствие законности, справедливости и нарушение других принципов уголовного судопроизводства [5].
Данные факты свидетельствуют о проблематике подготовки к поддержанию прокурорами государственного обвинения. Проблемы также могут выражаться в неполном или некачественном изучении материалов уголовного дела, а также могут быть выражаться в личностных или профессиональных недостатках прокурорского работника.
А. А. Петринкина выделяет следующие недостатки прокурорских работников, которые отрицательно сказываются на поддержке государственного обвинения в уголовном судопроизводстве:
Во-первых, низкая квалифицированность и подготовленность государственных обвинителей в судах первой инстанции. Данная проблематика в основном относится к более молодым прокурорским работникам, которые не имеют длительного стажа и опыта.
Во-вторых, обвинительная деятельность может носить в себе ряд организационных изъянов, которые могут повлиять на дальнейшее поддержание государственного обвинения.
Именно отсутствие определенной последовательности подготовки государственного обвинения может вызвать определенные неблагоприятные последствия.
Начиная подготовку к судебному разбирательству прокуроров при поддержании государственного обвинения, следует всегда начинать с изучения предоставленных материалов уголовного дела. Данная процедура должна характеризоваться тщательностью изучения полноты материалов, а также качества предоставленных доказательств. В случае если уголовное дело носит специфический характер, а именно было совершенно в сфере требований охраны труда, то прокурору следует углубиться в данные требования и все тонкости данной сферы.
Следующим этапом в подготовке государственного обвинения является оценка полученной информации на основе предоставленных доказательств и иных материалов уголовного дела. На данном этапе следует применять глубокий анализ для более качественной оценки как доказательств по делу, так и на наличие процессуальных нарушений со стороны органов предварительного расследования.
Одним из самых важных этапов при подготовке государственного обвинения является прогнозирование судебного исхода. Данный этап должен быть качественно проработан, поскольку, если прокурор при подготовке государственного обвинения не спрогнозирует определенную ситуацию, и она возникнет на самом судебном заседании, то возникнет затруднительное положение государственного обвинителя [6].
Последним этапом в подготовке прокурором государственного обвинения является разработка и плана участия в предварительном слушании и судебном следствии.
Таким образом, следует отметить, что грамотная и качественная подготовленность государственного обвинителя может привести к объективному, законному и справедливому решению суда по уголовному делу. Однако, данное обстоятельство достигается путем приложения необходимых усилий, а также требует сконцентрированности прокурора в подготовке. Помимо этого, прокурорам Генеральной прокуратуры РФ требуется разработать и ввести определенную методику по подготовке государственного обвинения, что поможет более эффективно осуществлять поддержку государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.
Литература:
- Перевощикова М. А. Подготовка и участие прокуроров в поддержании государственного обвинения в судебных стадиях уголовного процесса // Вестник магистратуры. 2021. № 10–2 (121). С. 44–46.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть II). Ст. 4921.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
- Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность. № 6. 2021.
- Настольная книга прокурора: в 2 ч. / под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. Ч. 2: Практ. пособие. С. 156–161.
- Кисленко С. Л. Методология формирования государственным обвинителем предварительной позиции поделу // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 3. — С. 182–188.