Принципы оперативно-розыскной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Джугло, О. О. Принципы оперативно-розыскной деятельности / О. О. Джугло, И. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 270-274. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108409/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются принципы ОРД, в частности, их роль в правовом регулировании. Посредством анализа действующего законодательства и научно-правового пространства в статье раскрывается сущность и содержание каждого из принципов. Помимо этого, приведена классификация по признаку распространенности на субъекты, осуществляющие ОРД.

Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, принципы, свобода человека, принцип законности, уголовное судопроизводство.

В юридической науке дефиниция «принципы» имеет огромное значение. Данное понятие применяется ученым не только к категории права в целом, но и к отдельным его областям.

Согласно толковому словарю Даля: «Принцип — научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают» [15, с. 605].

Корельский В. М. и Перевалов В. Д. под принципами права понимают «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе» [14, с. 237].

В своём учебнике Маркушин А. Г. под принципами оперативно-розыскной деятельности также понимает «основные правила, руководящие и основополагающие начала» [7, с. 52], без которых разрешение трудных комплексных задач оперативно-розыскной деятельности не представляется возможным.

Проанализировав понятия «принципы права» и «принципы оперативно-розыскной деятельности» можно прийти к выводу о том, что ученые сопоставляют «принципы» и «руководящие начала» как единое и синонимичное.

При этом, если понятия «принципы права» и «принципы оперативно-розыскной деятельности», как указано выше, являются идентичными, то содержание данных принципов и соотношение их как общее и частное требует отдельного внимания.

Рассматривая виды принципов, следует отметить, что у ученых-юристов не сложилась единая позиция, касаемая классификации. Однако, можно проследить сходства их мнений.

Так, Морозова Л. А., Марченко М. Н. выделяют следующие виды принципов права [10, с. 126-128]:

1) общеправовые;

2) отраслевые;

3) межотраслевые.

При этом, общеправовыми принципами называют те принципы, которые свойственны всем отраслям права. Ярким примером такого вида принципов является принцип законности, справедливости, равноправия и т. д.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права. Как правило, они прослеживаются в схожих отраслях, например, в процессуальных.

Отраслевые — это те принципы, которые характерны только для одной отрасли права.

Смоленский М. Б. к вышеприведенным видам добавляет также внутриотраслевые принципы [13, с. 126-128]. Иными словами принципы, свойственные отдельным институтам. Спецификой их является ограничение предметом регулирования.

Роль принципов права в правовом регулировании заключается в следующем: они представляют собой основу для формирования правового законодательства и судебной проверки правомерности и конституционности законов. Соответственно оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) не может осуществляться соответствующими органами без их учёта законодателем.

Так, Маркушин А. Г. выделяет следующие группы принципов оперативно-розыскной деятельности [7, с. 54]:

  1. Общие, к которым он относит принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип опоры на содействие граждан, принцип оптимизации управления.
  2. Специальные. А именно:

— принцип конспирации

— принцип сочетания гласных и негласных методов и средств

— принцип наступательности

Лапин Е. С. по аналогии выделяет такие же группы, однако он расширяет перечень принципов [6, с. 88]:

  1. К общеправовым он относит законность и уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД.
  2. Специальными принципами являются:

— сочетание гласных и негласных методов и средств;

— конспирации;

— оперативности;

— всесторонности, полноты и объективности производства дел оперативного учета в ОРД;

— осуществление ОРД только уполномоченными на то законам субъектами;

— связи ОРД и уголовного судопроизводства;

— непрерывности поиска сведений о криминально активных лицах и об угрозах безопасности страны;

— публичного характера;

— сочетание разделения полномочий и взаимодействий государственных органов, обеспечивающих безопасность России;

— централизация управления оперативными аппаратами;

— соразмерность оперативно-розыскного реагирования.

Для более полного четкого понимания сущности и назначения принципов оперативно-розыскной деятельности, необходимо дать характеристику каждому руководящему началу.

Принцип законности.

Как отмечал Козусев А. Ф. под принципом законности ОРД понимается обязанность точного и неуклонного соблюдения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, содействующими ее проведению, требований Конституции Российской Федерации и законов России [3, с. 9].

То есть, принцип законности предполагает обязательное соблюдение субъектами ОРД предписаний и требований действующих законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов при осуществлении, например оперативно-розыскные мероприятия, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина. Поэтому важной составляющей гарантии соблюдения законности в ОРД является система контроля и надзора, определенная государством в ст. ст. 20–22 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»). Гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении ОРД также являются судебные органы, на которые Законом об ОРД (ст. 9) возложен контроль за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закреплённым в ст. 2 Конституции РФ [4]. В соответствии с этим принципом, при осуществлении ОРД необходимо минимизировать ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина, а также прибегать к этим ограничениям в исключительных случаях, полностью опираясь на принцип законности. Такие ограничения применяются исключительно по решению суда в отношении лиц, в действиях которых имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, а также для обеспечения безопасности общества и государства.

Климова М. И. и Бердинский А. В. делают акцент на том, что правоприменитель, осуществляющий ОРД ни при каких обстоятельствах не должен забывать о ряде прав и свобод человека и гражданина, которые остаются неприкосновенными ни при каких обстоятельствах [2, с. 28-29]. Это, в частности, права, регламентированные Конституцией РФ, на достоинство личности (ст.21), право частной собственности (ст.35) и т. д.

В рамках этого принципа, органам, осуществляющим ОРД, запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иные охраняемые законом тайны, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства, что закреплено ст. 5 ФЗ «Об ОРД»

Следующие принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств традиционно относят к специальным или, как их ещё называют, отраслевым принципам, в связи с тем, что такие принципы не применяются ни в одной государственно-правовой сфере, кроме как в ОРД.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Как отмечает Корж П. А., принцип сочетания гласных и негласных начал по логике продолжает принцип конспирации [5, с. 187]. То есть, если принцип конспирации устанавливает (с точки зрения законности) правомерность защиты информации об оперативно-розыскных мероприятиях, то принцип сочетания гласных и негласных начал позволяет разграничить общедоступную (например, анализ открытых источников как тактический прием ОРД) и секретную информацию, вводя, тем самым, контроль над проведением ОРД, что, в последующем, реализуется через, например, судебный контроль и прокурорский надзор.

Иными словами, общество, в лице государства, получает возможность контролировать соблюдение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Этот принцип также нашел свое отражение в дефиниции в ст. 1 ФЗ ОРД как сочетание форм оперативной работы. С другой стороны, введение этого принципа отграничивает ОРД от следственных действий, которые всегда гласные, открытые и, в ряде случаев, непосредственно контролируются обществом через институт понятых. Как следствие, разграничиваются результаты следственных действий — доказательства, от результатов оперативно-розыскных мероприятий — фактических данных, сведений и пр., которые самостоятельными доказательствами не являются. И в конечном счете, разграничиваются следственная работа и ОРД как самостоятельные формы борьбы с преступностью.

Принцип конспирации.

Следует отметить, что до сих пор ни один нормативный правовой акт не дает легального определения понятия «конспирации».

Забродин А. В. под конспирацией понимает процесс сохранения или организацию работы по неразглашению и оставлению в тайне сведений, имеющих важность при расследовании или раскрытии преступлений, а также при реализации иных задач оперативно-розыскной деятельности [1, с. 21].

То есть, содержание принципа заключается в сохранении и неразглашении оперативно-розыскных, организационных и иных сведений, связанных с осуществлением ОРД.

Как известно, если оперативный сотрудник или конфидент умышленно допустили разглашение подобных сведений, и они стали достоянием тех лиц, которые к ним не допущены, он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации «Разглашение государственной тайны» [16].

Принцип оперативности.

Оперативность понимается как своевременное применение методов оперативно-розыскной деятельности в соответствии со степенью опасности деяния, личности и т. п., без ущерба для законных прав и интересов лиц, а также раскрытия и расследования преступлений в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом РФ.

Данный принцип следует рассматривать, как профилактический, поскольку оперативность предполагает собой своевременное реагирование на криминальную ситуацию в обществе. Его можно отнести к межотраслевым принципам, поскольку оперативность, помимо ОРД, применяется во многих процессуальных отраслях права.

Принцип осуществления ОРД только уполномоченными на то законам субъектами.

Согласно статье 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности «Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов» [11].

Перечень данных оперативных подразделений государственных органов приведен в статье 13 ФЗ «Об ОРД». К ним относятся подразделения: органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказания.

Принцип является отраслевым, поскольку лица, осуществляющие ОРД строго определены в ФЗ «Об ОРД».

Принцип связи ОРД и уголовного судопроизводства.

Нельзя отрицать факт существования определенной связи между уголовным судопроизводством и оперативно-розыскной деятельностью. С особой точностью зависимость ОРД и уголовного судопроизводства описали ученые Меретуков Г. М., Лунина Е. С. и Липка А. О.: «Действующее уголовно-процессуальное законодательство по существу является правовой основой для развития и совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов дознания …» [9, с. 1012].

Такой принцип относится к отраслевым, поскольку определяет взаимодействие лиц, осуществляющих ОРД с лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве.

Принцип непрерывности поиска сведений о криминально активных лицах и об угрозах безопасности страны.

Он является отраслевым принципом, так как относится к задачам ОРД.

Суть данного принципа заключается в том, что оперуполномоченные должны нацеливаться в своей деятельности на реализацию быстрых, последовательных и в положенный срок мер по получению сведений о криминально активных лицах. В противном же случае деятельность оперуполномоченных станет пассивной и инертной и будет сводиться к ожиданию поступлений заявлений и сообщений о том или ином преступлении.

Принцип публичного характера.

Стоит отметить, что должностные лица, осуществляющие ОРД, являются представителями государственной власти. Их деятельность направлена на защиту человека, общества и государства от преступных посягательства.

При этом ОРД — это особая, специфическая деятельность, которая санкционируется и поощряется государством. Отсюда и вытекает принцип публичного характера.

Данный принцип относится к числу межотраслевых принципов, поскольку является также одним из основных принципов уголовного судопроизводства в целом.

Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования.

Данный принцип находит свое отражение в двух элементах: во-первых, оперативно-розыскная деятельность — это особая мера, направленная на защиту человека, общества и государства от преступлений; во-вторых, использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности должно отвечать характеру и степени общественной опасности преступлений, поэтому этот принцип следует считать отраслевым.

Необходимо отметить, что принципы ОРД не ограничиваются принципами, непосредственно указанными в ФЗ «Об ОРД». В систему принципов оперативно-розыскной деятельности также включаются и межотраслевые принципы, указанные в иных нормативных актах.

Говоря об иных межотраслевых принципах, можно отметить, что, поскольку сотрудники оперативного состава правоохранительных органов являются федеральными государственными служащими, на них распространяются принципы ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [12]. В частности, это принцип профессионализма и компетентности, отсылающий к принципу осуществления ОРД только специально на то уполномоченными органами. Или принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность, связанный с принципами законности и конспирации

В юридической доктрине недостаточно полно исследован вопрос, касаемый институциональных принципов ОРД. Многие ученые-правоведы относят их к специальным принципам права. Однако, такие принципы можно определить исходя из анализа законодательства. Так, например, рассматривая институт оперативно-розыскных мероприятий, следует выделить принцип использования безопасных средств при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, закрепленный в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», который означает, что все средства, используемые для проведения оперативно-розыскных мероприятий не должны наносить ущерб жизни и здоровью людей, а также не причиняющие вред окружающей среде [11].

Подводя итоги, следует отметить, что осуществление ОРД невозможно без определенных законодательством принципов, которые, в свою очередь, базируются на теоретическом понимании принципов права в целом.

Система принципов ОРД включает в себя общие принципы, межотраслевые, отраслевые и институциональные принципы. К общим принципами ОРД относятся такие принципы, как принцип законности и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД. К отраслевым принципам относятся принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, принцип осуществления оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными законом на то субъектами, принцип связи ОРД с уголовным судопроизводством, принцип непрерывности поиска сведений о криминально активных лицах и об угрозах безопасности страны и др. Межотраслевыми принципами ОРД можно назвать принцип оперативности, принцип публичного характера, принцип профессионализма и компетентности и т. д. Институциональные принципы в доктрине исследованы недостаточно.

Также, проанализировав принципы ОРД в законодательстве и в теории, можно прийти к выводу о том, что до сих пор не сложилась единая система. Ученые-юристы и законодатель выделяют различные руководящие начала ОРД, которые определяют её сущность.

Безусловно выделение законодателем всего четырех принципов ОРД позволяет теоретикам мыслить масштабнее и находить иные начала. Однако, такое расхождение в понимании влияет на сам процесс применения принципов ОРД на практике. А это в свою очередь оказывает воздействие на понимание сущности и содержание оперативно-розыскной деятельности.

Литература:

  1. Забродин, А. В. Принцип конспирации и его роль в осуществлении оперативно-розыскной деятельности / А. В. Забродин // Вестник молодого ученого Кузбасского института: Сборник научных статей. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. — С. 20–22. — Текст: непосредственный.
  2. Климова, М. И. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их характеристика / М. И. Климова, А. В. Бердинский // Актуальные вопросы деятельности ОВД на современном этапе: Материалы внутриведомственной научно-практической конференции, Волгоград, 04 декабря 2020 года. — Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2021. — С. 28–31. — Текст: непосредственный.
  3. Козусев, А. Ф. Законность прослушивания телефонных и иных переговоров / Ф. А. Козусев // Законность. — 1993. — № 6. С. 9–11. — Текст: непосредственный.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — Текст: непосредственный.
  5. Корж, П. А. Принципы оперативно-розыскной деятельности и технико-юридические особенности их изложения / П. А. Корж // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. — 2018. — № 1(4). — С. 185–194. — Текст: непосредственный.
  6. Лапин, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Лапин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 375 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492859 (дата обращения: 05.12.2022).
  7. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для вузов / А. Г. Маркушин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 342 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488338 (дата обращения: 05.12.2022).
  8. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 304 с. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1861663 (дата обращения: 22.12.2022).
  9. Меретуков, Г. М., Лунина Е. С., Липка А. О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность/ Г. М. Меретуков, Е. С. Лунина, А. О. Липка // Научный журнал КубГАУ. — 2016. — № 115. — С. 1009–1022. — Текст: непосредственный.
  10. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 464с. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1910589 (дата обращения: 22.12.2022).
  11. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 5 июля 1995г. № 144-ФЗ // Российская газета. — 1995. — 18 августа. — Текст: непосредственный.
  12. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. — 2003. — 31 мая. — Текст: непосредственный.
  13. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник / М. Б. Смоленский. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 272с. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1844273 (дата обращения: 22.12.2022).
  14. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. Москва: ИНФРА-М. — 1997. — 545 с. — Текст: непосредственный.
  15. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. — Москва: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. — 700 с. — Текст: непосредственный.
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.10.2022) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — ст. 2954.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, принцип, ОРДА, свобода человека, принцип законности, уголовное судопроизводство, принцип конспирации, осуществление ОРД, принцип ОРД, принцип сочетания гласных.


Похожие статьи

Понятие оперативно-розыскной деятельности и осуществляющих ее субъектов

В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены имеющиеся в нем недостатки, а также предложено авторское определение. Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Итогом исследо...

Особенности государственно-правового регулирования в сфере внутренних дел

В статье автор дает обзор нормативным правовым актам, на основе которых выстраивается управление в сфере внутренних дел. Он рассматривает акты в зависимости от их значимости, источника издания и содержащихся в них норм права.

Понятие следственных и иных процессуальных действий

В статье рассматриваются понятие и сущность следственных и иных процессуальных действий. На основе анализа мнений авторов по указанным вопросам формируется авторское понятие указанных категорий.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы роли прокуратуры в механизме координационной деятельности. Одним из вопросов, требующих особо тщательного изучения — общие вопросы осуществления органами прокуратуры координационной деятельности правоохр...

О понятии уголовно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье рассматриваются основы понятия уголовно-правового обеспечения организации оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Раскрываются некоторые научные подходы к понятию уголовно-правового обеспечен...

Актуальные проблемы производства неотложных следственных действий

В статье рассматриваются вопросы регламентации уголовно-процессуального института «неотложные следственные действия», выявлены проблемы практического применения этих норм, предложены направления совершенствования уголовно-процессуального законодатель...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Правовая характеристика должностных преступлений, связанных с превышением должностных полномочий

В статье рассмотрен один из самых распространенных типов должностных преступлений в отечественной практике государственного управления. Уделено внимание основным компонентам данного преступления, то есть объекту, субъекту правонарушений. Проанализиро...

Актуальные проблемы деятельности органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации

В статье автор рассматривает особенности института дознания и деятельности компетентных в данной сфере органов. Автором определяются основные проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в уголовном процессе России.

Проблемы недостаточной эффективности нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения

В данной статье анализируются некоторые проблемы нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения и предложены пути их решения.

Похожие статьи

Понятие оперативно-розыскной деятельности и осуществляющих ее субъектов

В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены имеющиеся в нем недостатки, а также предложено авторское определение. Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Итогом исследо...

Особенности государственно-правового регулирования в сфере внутренних дел

В статье автор дает обзор нормативным правовым актам, на основе которых выстраивается управление в сфере внутренних дел. Он рассматривает акты в зависимости от их значимости, источника издания и содержащихся в них норм права.

Понятие следственных и иных процессуальных действий

В статье рассматриваются понятие и сущность следственных и иных процессуальных действий. На основе анализа мнений авторов по указанным вопросам формируется авторское понятие указанных категорий.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы роли прокуратуры в механизме координационной деятельности. Одним из вопросов, требующих особо тщательного изучения — общие вопросы осуществления органами прокуратуры координационной деятельности правоохр...

О понятии уголовно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье рассматриваются основы понятия уголовно-правового обеспечения организации оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Раскрываются некоторые научные подходы к понятию уголовно-правового обеспечен...

Актуальные проблемы производства неотложных следственных действий

В статье рассматриваются вопросы регламентации уголовно-процессуального института «неотложные следственные действия», выявлены проблемы практического применения этих норм, предложены направления совершенствования уголовно-процессуального законодатель...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Правовая характеристика должностных преступлений, связанных с превышением должностных полномочий

В статье рассмотрен один из самых распространенных типов должностных преступлений в отечественной практике государственного управления. Уделено внимание основным компонентам данного преступления, то есть объекту, субъекту правонарушений. Проанализиро...

Актуальные проблемы деятельности органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации

В статье автор рассматривает особенности института дознания и деятельности компетентных в данной сфере органов. Автором определяются основные проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в уголовном процессе России.

Проблемы недостаточной эффективности нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения

В данной статье анализируются некоторые проблемы нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения и предложены пути их решения.

Задать вопрос