Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с окружающей средой. Целью статьи выступает изучение факторов, механизмов и структурно-семантической характеристики социальной адаптации дошкольников с учетом новых условий их социально-психологического развития. В заключение отмечена обусловленность успешного формирования коммуникативных и поведенческих составляющих в личностной структуре социальной адаптации дошкольников от семейно-педагогической интеграции, социально-коммуникативной среды, адаптивно-социализирующей деятельности.
Ключевые слова: воспитание, дошкольный возраст, социальная адаптация.
The article is devoted to the consideration of the theoretical foundations of the concept of social adaptation of a preschooler as an integrative process of mastering socially significant behavior and the formation of adaptive personality qualities, which determines effective interaction with the environment. The purpose of the article is to study the factors, mechanisms and structural-semantic characteristics of social adaptation of preschool children, taking into account the new conditions of their socio-psychological development. In conclusion, the dependence of the successful formation of communicative and behavioral components in the personal structure of social adaptation of preschool children on family and pedagogical integration, the social and communicative environment, and adaptive and socializing activities is noted.
Keywords: upbringing, preschool age, social adaptation.
Актуальность проблемы изучения процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, определяющего в качестве особо значимых задач дошкольного воспитания процесс формирования социальной компетентности дошкольников, характеризующейся овладением и осуществлением социально значимого поведения и формированием адаптивных качеств личности в процессе эффективного взаимодействия с окружающей средой в условиях полноценной социализации детской личности [2, с. 140]. Кроме этого, Е. В. Барцаева и Н. В. Рябова [1, с. 8] обращают внимание на сензитивность дошкольного возрастного периода в формировании социальных представлений, коммуникативных умений, познании окружающей действительности и овладении различными видами деятельности. Целью статьи выступает изучение теоретических аспектов процесса и механизмов социальной адаптации дошкольников в ряде современных психолого-педагогических исследований, обобщение и дополнение данных по проблеме процесса социализации дошкольников с учетом новых условий их социально-психологического развития.
В связи с этим, А. В. Болотова, Е. А. Рысьянова и С. Н. Шафоростова включают понятие социальной адаптации дошкольников в семантическое пространство базовой психолого-педагогической категории социализации в образовании и определяют данный педагогический феномен как процесс становления совокупности социальных знаний, умений и опыта у дошкольников, формирования основных психических процессов и социально значимых качеств и свойств личности, овладение ими элементарными формами и способами социального поведения и деятельности. Процесс социальной адаптации авторы детерминируют с проявлением в качественной характеристики личности дошкольника социально-педагогических категорий социальной компетентности и интеллекта, характеризуя данные понятия через следующую структурно-семантическую обусловленность: коммуникативную, отражающую развитие навыков к социальному взаимодействию у дошкольников; когнитивную, выполняющую познавательную функцию в процессе формирования системы социально значимых знаний и умений; рефлексивную, анализирующую и регулирующую окружающее пространство и собственное социальное проявление; поведенческую, указывающее на способность проявления социально одобряемых форм поведения и деятельности; аксиологическую, предполагающую осмысление социальных взаимоотношений и осознание их значимости [3, с. 34].
Изучая различные психолого-педагогические аспекты процесса социализации дошкольников, В. Н. Белкина также определяет в качестве ее начального структурного этапа категорию социальной адаптации воспитанника как интегративный показатель состояний и возможностей детской личности выполнять следующие социальные функции: воспринимать окружающую действительность и свое место в ней; выстраивать систему социальных отношений со сверстниками и взрослыми; понимать мотивы и осуществлять различные виды деятельности [2, с. 140]. Процесс социальной адаптации дошкольников автор обуславливает психолого-педагогическими механизмами преодоления проблемных коммуникативных ситуаций и приобретения личностью новых социально значимых подструктур: навыков и способов поведения, ценностных смыслов, качественных составляющих психических процессов, и определяет в нем следующие этапы: формирование привязанности к близкому взрослому в мотивационно-поведенческой системе личности, приобретение первоначального социального опыта (первый год жизни); и становление внутренней позиции субъекта системы социальных отношений с другими взрослыми и со сверстниками (дошкольный возраст) [2, с. 141].
Е. В. Барцаева и Н. В. Рябова определяют социальную адаптацию с двух сторон — целевой и процессуальной: как интегративный показатель благополучия личности в процессе взаимодействия с социальной средой и процесс приспособления к условиям окружающей действительности, освоение и принятие социальных ценностей и представлений, норм и правил поведения и практико-ориентированного опыта деятельности. В структурной характеристике процесса социальной адаптации дошкольников авторы выделяют следующие компоненты: личностный, включающий социально значимые личностные качества (адекватная самооценка, уверенность, эмоциональная стабильность, отношение к различным видам деятельности); познавательный, предполагающий формирование элементарных социальных представлений (о себе, об окружающем мире, элементарные учебные и нравственные знания) и деятельностный, направленный на развитие социальных умений дошкольников (бытовых, коммуникативных учебных), — функционирование данной системы составляющих социальной адаптации, по мнению авторов, обеспечивают необходимую успешность включения дошкольника в окружающую социально-культурную коммуникативную среду [1, с. 9].
Изучая основные методы и механизмы включения дошкольника в социально-коммуникативную среду Н. М. Толекова и Т. В. Колесникова обращают внимание на роль взаимодействия семьи как социального института и дошкольной образовательной организации в успешности процесса социально-психологической адаптации дошкольников в рамках системно-деятельностного подхода, выделяя в отдельную педагогическую категорию понятие семейно-педагогической интеграцией, объединяющей теоретико-методологические подходы из семейной воспитательной и учебно-образовательной областей (физической, познавательной, речевой, коммуникативной и художественно-эстетической) для решения дидактических и воспитательных задач в различных видах и формах совместной развивающей и воспитательной деятельности в рамках образовательного процесса дошкольной организации [4, с. 377]. В качестве основных педагогических аспектов семейно-педагогической интеграции авторы выделяют следующие: организация активной познавательной деятельности дошкольников (социальный интеллект); формирование практикоориентированных умений и навыков (социальная компетентность); развитие коммуникативных способностей (коммуникативная компетентность); формирование осознания и мотивации в различных видах деятельности (социально значимые личностные качества) [4, с. 378].
Изучая особенности организации психолого-педагогических природосообразных методов и механизмов процесса социальной адаптации дошкольников в развивающей среде дошкольной образовательной организации, Ю. В. Шильцова также обращает внимание на эффективность адаптивной игровой деятельности, моделирующей идентификационные механизмы развития личности дошкольника. В качестве одной из основных психолого-педагогических адаптивно-социализирующих видов игровой деятельности автор выделяет куклотерапию как метод социально-психологического моделирования различных жизненных негативных и тревожащих для дошкольника ситуаций, процессов формирования морально-нравственных представлений о правильном поведении в обществе, овладения положительным опытом социального взаимодействия, осознания мотивов формирования социально значимых качеств личности, таких как ответственность и дружеское отношение к сверстникам, — все это, по мнению автора оказывает непосредственное влияние на становление социальных навыков и адаптивности воспитанников в условиях совместной творческой деятельности [5, с. 249].
Таким образом, теоретико-методологические аспекты системно-деятельностного подхода к процессу социальной адаптации личности дошкольников, раскрывающие сущностные и структурно-семантические характеристики данного феномена в пространстве базового понятия социализации личности ребенка дошкольного возраста обусловлено процессом семейно-педагогической интеграции, включением дошкольника в социально-коммуникативную среду, организацией адаптивно-социализирующих видов совместной деятельности.
Литература:
- Барцаева Е. В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования / Е. В. Барцаева, Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. — 2017. — № 3 (31). — С. 7–13.
- Белкина В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 5. — С. 139–143.
- Болотова А. В. Социальная адаптация дошкольников / А. В. Болотова, Е. А. Рысьянова, С. Н. Шафоростова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. — 2021. — № 13. — С. 34–36.
- Толекова Н. М. Теоретические основы социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации / Н. М. Толекова, Т. В. Колесникова // Научные исследования и инновации: материалы V Международной науч.-практ. конф. (Саратов, 12 апреля 2021 года). — Саратов: Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, 2021. — С. 375–380
- Шильцова Ю. В. О некоторых методах социальной адаптации старших дошкольников / Ю. В. Шильцова // Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста: материалы Международной науч.-практ. конференции (Рязань, 17 октября 2014 года). — 2015. — С. 248–252.