В статье исследуется особенности организации и осуществления международных автомобильных перевозок грузов, обладающих классом опасности. В работе проанализированы основные положения международных соглашений об организации такого вида грузоперевозок и указаны особенности их применения в современном отечественном законодательстве.
Ключевые слова : автомобильные перевозки, международные грузоперевозки, опасные грузы, ДОПОГ, правила перевозки.
Одним из популярных видов предпринимательской деятельности на сегодняшний день являются автотранспортные перевозки. Ежедневно тысячи машин перевозят грузы из «точки А» в «точку Б», выполняют рейсы различной сложности и протяженности. Характер перевозимого груза самый разнообразный, транспортируют как готовую продукцию, так и сырье, необходимое для производства чего-либо. Встречаются опасные грузы (взрывчатые вещества, газы, токсичные вещества и т. п.), перевозка которых осложняется и должна соответствовать специальным правилам (например, наличие у водителя свидетельства ДОПОГ) [1]. Несоблюдение правил перевозки опасных грузов может привести к авариям, что повлечет негативные последствия не только для транспорта, водителя или других участников дорожного движения, но и существенным образом скажется на состоянии окружающей природной среды. Помимо перевозок внутри страны невозможно обойтись без грузоперевозок в зарубежные города и страны, то есть без международных грузоперевозок. Данные мировой статистики говорят о том, что большие число аварий при перевозке опасных грузов совершается с участием автотранспорта [2 с. 30–32]. Таким образом, вопросы организации и контроля за их осуществлением международных перевозок опасных грузов не утрачивают своей актуальности.
В целях нормативного регулирования автотранспортных грузоперевозок в отечественной правой системе действует ряд нормативных правовых актов, центральное место среди которых занимает Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [3]. В целях унификации международных требований по перевозке опасных грузов всеми видами транспорта по решению Генеральной ассамблеи ООН при Совете по экономическому и социальному развитию ООН был создан Комитет экспертов ООН по перевозке опасных грузов и его рабочие органы, которые совместно с иными международными институтами создали международную систему нормирования перевозки опасных грузов. Для регулирования международных перевозок автотранспортных перевозок предусмотрена Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) [4] и другие международные соглашения.
Правовой теорией и правоприменительной практикой выработано следующее определение доя опасных грузов — это, такие грузы, транспортировка которых может спровоцировать как материальный ущерб, так и принести существенный вред экологии [5 с. 244].
Раскрывая особенности международных автомобильных перевозок опасных грузов в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что отечественное законодательство в области регулирования этих вопросов основывается на Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. Нормы российского законодательства отсылают к этому соглашению, оно является обязательным для Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».
ДОПОГ устанавливает полный запрет на перевозку некоторых видов опасных грузов, они не могут стать предметом автотранспортной международной перевозки [6]. Но эта норма не является императивной, и договаривающиеся стороны при необходимости могут самостоятельно разрешить провоз таких грузов по территории своих стран, посредством заключения дополнительных соглашений.
При перемещении опасных грузов, транспортировка которых в международных масштабах разрешается, должна соответствовать правилам ДОПОГ. Они касаются, требований, предъявляемых к упаковке и маркировке грузов, требований, предъявляемых непосредственно к транспортному средству. Положения ДОПОГ должны соблюдаться грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком не зависимо от того, на территории какой страны они зарегистрированы или ведут свою деятельность.
Однако, далеко не всегда грузоперевозчики соблюдают правила перевозки опасных грузов. Несоблюдение установленных положений ведет к применению в отношении правонарушителя санкций национального законодательства той страны, субъектом которого он является. Так, например, Верховный суд РФ, пересматривал дело по жалобе заместителя командира ОСР ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области на решения суда первой, апелляционной и кассационной инстанции по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ. Суть дела состояла в том, что при проверке документов у водителя, перевозившего на территории РФ опасный груз, не оказалось удостоверения личности — паспорта. Суды нижестоящих инстанций посчитали, что водителю достаточно было предъявить удостоверение ДОПОГ, в нем есть фотография и содержатся необходимые идентификационные данные, поэтому оснований для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ не нашли. Однако Верховный суд РФ с этим не согласился и указал, что в соответствии с подразделом 1.10.1.4 главы 1.10 (положения, касающиеся обеспечения безопасности) части 1 приложения А к ДОПОГ в процессе перевозки опасных грузов каждый член экипажа автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы, должен иметь при себе удостоверение личности с фотографией. При этом в силу прямого указания в подразделе 8.1.2.1 главы 8.1 приложения В к ДОПОГ удостоверение личности каждого члена экипажа транспортного средства должно находиться на транспортной единице помимо документов, предписываемых другими правилам [7]. Таким образом высшая инстанция нашла решения нижестоящих инстанций незаконными. Представленный пример судебной практики указывает на необходимость неукоснительного соблюдения нормативных положений о перевозке опасных грузов.
Актуальной проблемой в рассматриваемой области правового регулирования является то, что несмотря на предложенную единую классификацию опасных грузов, имеют место различные способы классификации для товаров одной группы, а также способы идентификации опасности груза, в зависимости от конкретной страны. Полагаем, что единственным возможным способом преодоления этой проблемы может стать детальная унификация международных и национальных правотворческих систем, определяющих порядок перевозки опасных грузов через границы всех государств.
Таким образом, без перевозки грузов, в том числе опасных, невозможно удовлетворить потребности различных областей жизнедеятельности государства и общества — как в бытовой сфере, так и в промышленности. В связи с высоким уровнем ответственности, сопряженным с транспортировкой опасных грузов, мировые лидеры стремятся разрабатывать и применять общие правила для перемещения таких товаров. Следовательно, необходимо не только постоянно уточнять и модифицировать международные и национальные законы, чтобы обновлять существующие нормы и правила в отношении опасных веществ, но и приводить их к единому стандарту, чтобы предотвратить возможные споры в правоприменительной практике перевозки опасных грузов.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 52 (Часть II). — Ст. 8877.
- Синицын В.В, Татаринов В.В, Прус Ю.В, Кирсанов А. А. Статистика автомобильных перевозок опасных грузов и происшествий // Технологии техносферной безопасности. — 2020. — 4 (80). — С. 34–35.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 46. — Ст. 5555.
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978) // СПС КонсультантПлюс.
- Мартынюк Д. А. Анализ процессов перевозки опасных грузов в России // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 243–247.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) // СПС КонсультантПлюс.
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 10. — 2023.