Ключевые слова: политическая философия, США, Лео Штраус.
Политическая философия относится к категории философских дисциплин, и является одной из основополагающих областей знания об обществе и человеке. Данный аспект позволяет провести множественные параллели с социальной философией, однако, в отличие от нее, политическая философия акцентирует внимание на изучении фундаментальных политических оснований и присущей им проблематики, в наибольшей степени обуславливаемых спецификой властных отношений.
В академической среде США в 50-е гг. XX века активнее всего развивалась политическая философия как важная дисциплина политической науки, без которой невозможно решение многих проблем.
Особенностью развития политической мысли США того времени было то, что её яркими представителями стали политические философы немецкого происхождения, такие как Лео Штраус, Ханна Арендт и Эрик Фёгелин.
Одной из сильнейших школ в американской политической философии оказалось так называемое штраусианство. Хотя и называть его школой не совсем корректно, ведь даже учёные, использующие методологию Лео Штрауса (о которой подробнее написано во втором параграфе первой главы настоящего исследования), не хотят иметь ничего общего с этим течением и считают штраусиан членами секты, и что термин относится скорее к политической деятельности, чем к академической сфере. Что, в некоторой степени, справедливо, несмотря на то что вина самого Штрауса в этом весьма сомнительна.
Лео Штраус имел особую тягу к эзотерике. Как писал Джейкоб Хелбрунн: «Штраус хотел, чтобы его студенты вернулись к изучению великих книг. Студенты Штрауса должны были избегать знакомства с комментариями, они должны были читать первоисточники. Они молились над расшифровкой их: читали слово за словом, строку за строкой, подобно раввинам, изучающим Талмуд. Для некоторых из них это означало высвобождение и применение герменевтического метода. <…>. Штраус верил, что он открыл древнее искусство изотерического письма и то, что классические тексты величайших философов означают совсем не то, чем являются на самом деле. Чтобы открыть истинное учение, необходимо иметь секретный ключ. Штраус считал, например, что числа в работах Макиавелли имеют эзотерическое значение. Некоторые из студентов Штрауса разделяли это мнение» [8]. Позднее некоторая часть бывших студентов Лео Штрауса стала профессиональными политиками и пришла к власти в США и даже сформировала новую идеологию — неоконсерватизм.
Из наиболее известных учеников Штрауса стоит выделить Джозефа Кросби, Ральфа Лернера, Харви Менсфилда, Стэнли Розена и др. Позже они сами стали учить студентов, некоторые из которых стали политиками. Харви Менсфилд и Джозеф Кросби были известными политическими философами неоконсерватизма. Причем первый был наставником Фрэнсиса Фукуямы, автора нашумевшего бестселлера «Конец истории» [4], и Вильяма Кристола, редактора «Weekly Standard». В свою очередь Джозеф Кросби преподавал у Пола Вулфовица и Абрама Шульски, известных деятелей военной правящей элиты США.
Это породило множество теорий заговора о том, что идеи Штрауса спровоцировали войну в Ираке. Но, как здраво замечает Алексеева А. Т.: «Штраус неоднократно подчеркивал, что мало интересовался практической политикой, не говоря уже о международных отношениях. Он назвал себя «учителем сдержанности». Однако история «интеллектуальной моды» на его труды и имя со всей очевидностью показывает, что политическая философия может быть использована в интересах практической политики, причем отнюдь не всегда так, как хотел бы сам мыслитель. Или, иначе говоря, Штраус пал жертвой того самого подхода, критике которого он уделил так много внимания, — искажения со временем первоначального замысла политического философа» [1].
В любом случае, Лео Штраус оказал огромнейшее влияние на американскую школу политической философии. Он приехал в США будучи серьёзно философски подкованным человеком. И в то время, когда всё остальное американское научное сообщество старалось максимально приблизить политологию к стандартам естественных наук, сделать её исключительно эмпирической, он принёс эту важнейшую гуманитарную, философскую стезю.
На основе лекций, которые он прочитал в Еврейском университете в Иерусалиме в декабре 1954 и январе 1955 г., Лео Штраус написал статью «Что такое политическая философия?» (1959) [7]. Согласно этой статье, политическая философия — это одна из областей философии, которая изучает политические явления и имеет своей целью превратить мнение о них в знание, причём знание универсальное, целое.
В отличие от общепринятого представления, согласно которому политическая философия является отдельной дисциплиной в рамках цельной политической науки, Лео Штраус отделяет политическую философию от политической науки. Хотя изначально это было единое «всеохватывающее учение о человеческом бытии» [7, с. 402]. Для Штрауса политическая наука является скорее методом познания, который основан на модели естественных наук. Политические учёные просто собирают и анализируют политически значимые данные.
В центре интересов Лео Штрауса, в первую очередь, была классическая политическая философия, ведь «классическое отличается благородной простотой и спокойным величием» [7, с. 403]. Важным моментом является то, что по мнению Штрауса, классическая политическая философия далеко не традиционна, т. к. сформировалась в эпоху до появления самой традиции. Подобная позиция позволила Штраусу прославиться как «одному из наиболее последовательных консервативных критиков современности» [3].
Главный философский вопрос для Лео Штрауса, поскольку он очень ценил Платона, — это вопрос о благе. Если мы операционализируем его для политической философии, то это будет вопрос о том, что такое лучший или худший политический режим. По мнению Л. Штрауса, режим — это «порядок, форма, определяющая характер общества; специфический образ жизни; форма жизни как способа совместного существования, жизненный облик общества и приёмы жизни в обществе, от этого способа жизни решающим образом зависит преобладание человеческого бытия определённого типа, господство такого в обществе; то целое, которое мы теперь имеем в жизненном облике общества, складывающееся из фрагментарных форм; одновременно формы жизни общества, стиль его жизни, его моральное состояние, строение общества и строй государства, образ правления, дух законов». Как мы видим, это весьма и весьма широкое понятие.
Именно эта идея Штрауса представляет особый интерес, ведь в своих изысканиях он не просто ранжировал режимы, но и смог представить вариант, при котором худший режим, тирания [6], без радикальных изменений, может стать претендентом на звание лучшего.
Таким образом, Лео Штраус занял особое место в истории развития американской политической мысли, являясь ярчайшим представителем именно философского её направления.
Литература:
- Алексеева Т. А. Современная политическая мысль (ХХ-ХХI вв.). — М.: Аспект Пресс, 2016.
- Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. — СПб.: Алетейя, 2000.
- Руткевич А. М. Консерваторы XX века. — М: Изд-во РУДН, 2006.
- Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — М.: Изд-во ACT: Полиграфиздат, 2010.
- Штраус Л. Введение в политическую философию. — М.: Логос, Праксис, 2000.
- Штраус Л. О тирании. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
- Штраус Л. Что такое политическая философия? // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. II. М.: Мысль, 1997. С. 399–413.
- Heilbrunn J. They Knew They Were Right. The Rise of the Neocon. — New York: Doubleday, 2008.
- Voegelin E. Political Theory and the Pattern of General History // The American Political Science Review. 1944. Vol. 38. № 4. P. 746–754.