Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Маркевич, А. А. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями / А. А. Маркевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 652-659. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108604/ (дата обращения: 19.12.2024).



Эмоциональный интеллект у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется трудностью к распознаванию и пониманию эмоций и настроений, сложностью к дифференциации намерений и желаний как своих, так и окружающих детей и взрослых. Что часто является причиной проявления нежелательного поведения у детей.

С целью развития у детей способности распознавать собственные чувства и чувства других людей, а также развитие чувства уверенности в себе и снятие тревожности, была разработана программа по формированию эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями. Программа направлена на развитие у детей интереса к окружающему миру, формирование самосознания и способности к саморегуляции своих эмоций и желаний, расширение опыта социального взаимодействия и самоконтроля в различных ситуациях, а также формирование и проявление эмпатии к партнеру в процессе общения.

Структура программы была построена с опорой на статью Джона Майера и Питера Сэловей «Эмоциональный интеллект». В своей статье авторы выделили составляющие эмоционального интеллекта:

— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, позе, поведению и голосу);

— определение причин появления эмоции;

— управление эмоциями (подавление, побуждение и направление эмоции);

— использование (активизация мозга с помощью эмоций).

В современном мире успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 %, а от коэффициента эмоционального развития на 80 %.

Детям с развитым эмоциональным интеллектом легче устанавливать социальные контакты и поддерживать межличностные отношения с окружающими. Такие дети часто являются лидерами в своём коллективе. Им проще справляться с негативными эмоциями, что способствует их более успешному продвижению в социуме.

План работы воспитателя по развитию эмоционального интеллекта

Месяц

Содержание

сентябрь

Клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 1–3: «Давайте знакомиться — это Я!», «Я и моё имя!», «Какой я?»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация «Тебя любят»
  • Медитация на ковре на ковре «Уютный замок»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Осень» — упражнения № 1–2

Творческая мастерская:

  • Раскрашивание иллюстраций «Здравствуй, Школа!»
  • Рисование в технике Эбру «Цветы»
  • Пластилинография «Овощи»
  • Изготовление поделок из природного материала

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов.: «Осенняя сказка» Козлов С. Г., «Яблоко» Сутеев В. Г., «Сказка об осеннем ветре» Абрамцева Н. К.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «В руки овощи берём», «Ходит осень в нашем парке»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр: «Осень», «Как в осеннем во лесочке»
  • Игра-логоритмика «Дождик: кап!», «Шарик»
  • Прослушивание песен о осени: «Осень милая, шурши», «Тише, тише, тишина», «Я сижу у окошка», «Наступила осень»

Октябрь

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 4–6: «Какой я был раньше?», «Я теперь многое могу», «Я и мои друзья»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для детей «Мои волшебные слова»
  • Медитация на ковре «Очарование осеннего леса»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Осень» — упражнения № 1–3

Творческая мастерская:

  • Декоративная аппликация «Осенние мотивы»
  • «Рисование в технике фроттаж «Листопад»
  • Поделки из природного материала «Урожай»
  • Панно «Подарки хозяйки Осени»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов. «Приключения Ёжика в осеннем лесу», «Кто куда» Сладков Н. И., «Медведь и белочка»
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц ««Ветер по лесу гулял» Н. В. Нищева, «Ветер с клёна листья сбросил…»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Огородный», «Осенний»
  • Игра-логоритмика «Листья», «Дождик»
  • Прослушивание песен о осени: «Осень, осень, осень снова к нам пришла», «Ах, какая осень», «Листики-кораблики», «Капризный дождик»

ноябрь

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 7–11: «Я, ты, он, она», «Девочки и мальчики в моей группе», «Мой друг», «Люди, которые меня окружают в группе»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для девочек
  • Медитация на ковре на ковре «Прикосновение Семи Волшебных Ангелов Света»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Осень» — упражнения № 3–5

Творческая мастерская:

  • Аппликация из листьев «Осенняя фея»
  • Подвесная поделка «Дождик»
  • Рисование в стиле Эбру «Ожившие овощи с грядки»
  • Скрапбукинг «Осенние деревья»
  • Изготовление поздравительной открытки ко Дню мамы

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов.: «Королева — осень»; «Снегири и коты» Коваль Ю. И., «Как поймать облако» Козлов С. Г.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц: «Подарки осени» Е.Трутнева, «Цветочек мамочке»

Музыкальная шкатулка:

  • Шумовой оркестр «Краски осени»; «Урожайная»
  • Игра-логоритмика «Ветер дует», «Гуси»
  • Прослушивание песен о осени: «Осень-раскрасавица», «Чудная пора», «Улетай туча», «Ласковая осень»

декабрь

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 12 -14: «Мы с друзьями готовимся к встрече Нового Года (на улице)», «Папа, мама, я — это моя семья», «Я и мои родители»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация «Мой волшебный выбор»
  • Медитация на ковре «Волшебная единорожка»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–2

Творческая мастерская:

  • Занятие по аппликации «Новогодняя ёлочка»
  • Поделка «Рождественский венок»
  • Раскрашивание деревяных заготовок для украшения ёлочки
  • Оригами «Новогодняя хлопушка»
  • Письмо Дедушке Морозу
  • Поздравительная открытка «С Новым годом»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов.: «Ёлка» Сутеев В. Г., «Волшебная снежинка» Т. Домаренок, «Трудно быть добрым» Абрамцева Н. К., «Первый снег» Биссет Дональд
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Ёлочка», «К нам на ёлку…» А. Шибаев

Музыкальная шкатулка:

  • Шумовой оркестр «Ёлка — ёлочка», «Новогоднее веселье»
  • Игра-логоритмика «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Музыкальный магазин»
  • Прослушивание песен о зиме: «У леса на опушке», «Зимушка хрустальная», «В лесу родилась ёлочка», «Расскажи снегурочка»

январь

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 15- 17: «Я и моя мама», «Моё настроение» — 1 (осознание своего настроения, его многообразия), «Моё настроение» — 2 (осознание своего настроения и настроения окружающих людей)
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация «Тебя любят»
  • Медитация на ковре «Спокойный котёнок»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–4

Творческая мастерская:

  • Занятие — пластилинография из жгутиков «Снежинка»
  • Гравюра «Новогодняя ёлочка»
  • Работа с шаблонами и трафаретами «Зимняя сказка»
  • Аппликация с использованием ватных палочек и ваты «Заснеженный зимний лес»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Зима» К. Ушинский, «Поросенок в колючей шубке» Козлов С. Г., «Ромашки в январе» Пляцковский М.С, «Глупый мальчишка» Чарушин Е. И.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц ««Зима — портниха», «Пришла опять зима»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Новогодняя полька»
  • Игра-логоритмика «Зайка», «Снеговик»
  • Прослушивание песен о зиме: «Раз морозною зимой», «Серебристые снежинки», «Снежная песенка», «Зиму я вовсе не боюсь»

февраль

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 18–20: «Моё настроение — 3» (осознание своего настроения и настроения окружающих людей), «Знакомство с эмоцией — Радость», «Мир радостных детей»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация «Излучай свет»
  • Медитация на ковре «Волшебные кисточки»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–6

Творческая мастерская:

  • Рисование в настольной световой песочнице «Морозные узоры на окне»
  • Рисование в стиле Эбру «Снежинка»
  • Поздравительная открытка «Папе с 23 февраля»
  • Оригами «Звёзда»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов.: «Проказы старухи зимы» К. Ушинский, «Два Мороза», «Какая бывает зима» Пляцковский М. С.; «Сосульки» Пляцковский М. С.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Снеговик» В. Егоров «Снегири»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Саночки»
  • Игра-логоритмика «Зима», «Волшебный сундучок»
  • Прослушивание песен о зиме: «Зимняя сказка», «Зимние следы», «Снова за окном зима», «Кабы не было зимы»

март

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 21–23: «Знакомство с эмоцией — Грусть», «Как ослик грустью заболел», «Радость и грусть»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для детей «Мои волшебные слова»
  • Медитация на ковре на ковре «Прикосновение Семи Волшебных Ангелов Света»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–3

Творческая мастерская:

  • Изготовление поздравительной открытки для мамы «С 8 марта»
  • Оригами «Цветы для мамы»
  • Рисование «Мать-и-мачеха»
  • Обрывная аппликация «Голубка — валентинка»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Как Весна Зиму поборола», «Заяц, косач, медведь и весна» Бианки В. В., «Необыкновенная весна» Козлов С. Г., «Мать-и-мачеха» Берестов В. Д.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Мамочка любимая», «Утром солнышко проснулось»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «На дворе весна», «Весенний»
  • Игра-логоритмика «Три хлопка»
  • Прослушивание песен о весне: «В марте», «Улыбаемся весне»,

«Весенняя капель», «Лучик солнца»

апрель

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 24–26: «Знакомство с эмоцией — Страх», «Для чего нам нужен страх и как с ним справиться», «Знакомство с эмоцией — Удивление»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»
  • Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для девочек
  • Медитация на ковре на ковре «Уютный замок»

Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–5

Творческая мастерская:

  • Весенний пейзаж в технике размазывания из пластилина
  • Рисование штампами «Подснежники»
  • Поделка из ватных дисков «Весенние цветы»
  • Бабочки в технике «мозаика»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Сказка о весне» Г. Скребицкий, «Отчего синичка развеселилась» Ярмыш Ю., «Белое и желтое» Коваль Ю. И., «Весенняя песня»

Скребицкий Г. А.

  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Травка зеленеет», «Смотрит солнышко в окошко»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «На дворе весна», «Маленький оркестр»
  • Игра-логоритмика «Самолёт», «Бегемотики»
  • Прослушивание песен о весне: «Апрель», «Песенка весны», «Журчат ручьи», «Весенний хоровод»

май

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 27–29: «Знакомство с эмоцией — Злость», «Знакомство с эмоцией — Стыд», «Знакомство с эмоцией — Вина»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация «Тебя любят»
  • Медитация на ковре «Волшебная единорожка»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–6

Логоклуб:

  • Дыхательная гимнастика «Бабочки», «Шаги»
  • Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Подсолнух»
  • Игра-логоритмика «Подводный мир», «Акулёнок»
  • Ритмическое упражнение «Петушок», «Весёлые насекомые»

Творческая мастерская:

  • Работа с фигурными дыроколами. Составление композиций из цветов
  • Аппликация «Бабочки — красавицы»
  • «Улитка» в технике витраж
  • Аппликация «Цветок Славы»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, «Медведь и солнце» Сладков Н. И., «Весенний вечер» Коваль Ю. И., «Чистые птицы»

Козлов С. Г.

  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Весенняя гостья», «Про насекомых» Г. М. Новицкая

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «На дворе весна», «Озорная полька»
  • Игра-логоритмика «Подводный мир», «Акулёнок»
  • Прослушивание песен о весне: «В мае», «Весна летит на крыльях», «Счастье», «Весна бывает добрая»

июнь

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 30–32: «Закрепление знаний о чувствах», «Такие разные настроения», «Как справиться с плохим настроением»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для детей «Океан»
  • Медитация на ковре «Очаровательный лес»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–2

Творческая мастерская:

  • Вертикальное конструирование «Здравствуй, лето»
  • Аппликация «Во славу Российского флага!»
  • Божья коровка в технике папье-маше

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Четыре желания» К. Ушинский, «День рождения старой ели» Абрамцева Н.К, «Лето» Ушинский К.Д,
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Июнь» С. Маршак, «Лето — жаркая пора»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Летние ритмы», «В траве сидел кузнечик»
  • Игра-логоритмика «Медуза», «Шел по берегу петух»
  • Прослушивание песен о лете: «Что такое лето? Это время года», «Бабочка, бабочка по небу летит», «Я и солнышко», «Летний блюз»

июль

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 33–35: «Если добрый ты», «Жадина — говядина», «Мостик дружбы и доброты»
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для детей «Корзинка доброты»
  • Медитация на ковре «Капельки радуги»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–4

Творческая мастерская:

  • Рисование в технике эбру «Летние цветы»
  • Аппликация «Насекомые»
  • Рисование мелками на асфальте «Радуга — дуга»
  • Пластилинография «Божья коровка»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Летние подарки» Абрамцева Н. К., «Зимнее летечко. Невидимки». Бианки В. В.; «После грозы» Коваль Ю. И.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Июль» С. Маршак, «Что такое лето» В. Балашов, «Весёлое лето» В. Берестов

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Летние ритмы», «Полька»
  • Игра-логоритмика «Мишка пьет чай», «Хитрая кошка»
  • Прослушивание песен о лете: «Лети, лето», «Зажигает звезды лето», «Лето в кармашке», «Художник рисует лето»

август

Психологический клуб «Я и мои эмоции»

  • Занятия № 37–39: «Закрепление знаний о чувствах», «Мы все разные», «Я учусь владеть собой», «Давайте радоваться и веселиться».
  • Дидактическая игра «Азбука настроений»
  • Нейропсихологическая игра «Эмоции»

Релакс клуб:

  • Утренняя аффирмация для детей «У озера»
  • Медитация на ковре «Сказка — путешествие «Море»
  • Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–5

Творческая мастерская:

  • Рисование штампами из овощей «Корзина с овощами»
  • Работа с фигурными дыроколами. Изготовление объёмных цветов
  • Раскрашивание натюрморта «Фрукты»
  • Аппликация из фасоли «Ромашки»

Литературная шкатулка:

  • Слушание сказок и рассказов: «Четыре сестрицы» З. Павлюченко, «Три котёнка» Сутеев В. Г., «Сказка о глупом мышонке» Маршак С. Я., «Живые грибы» Сутеев В. Г.
  • Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц «Август» А. Вятский, «Сшили Тане сарафанчик»

Музыкальная студия:

  • Шумовой оркестр «Летние ритмы», «Мышки на пригорке»
  • Игра-логоритмика «Фрукты» Елена MUSICWAY, «По малину в сад пойдём»
  • Прослушивание песен о лете: «Летние дожди», «Целый год мы лето ждали с тобой», «Поезд в лето», «Песенка о лете»

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. «Расскажи стихи руками» — М., Карапуз, 2016.
  2. Крюкова С. В., Слободяк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» — М., «Генезис», 2003.
  3. Маркевич, А. А. Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями / А. А. Маркевич, О. А. Кокожару // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 436–439. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90446/
  4. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.
  5. Генезис. Развивающая нейропсихологическая игра «Повтори за мной — Эмоции».
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, комплекс самомассажа, литературная шкатулка, прослушивание песен, разучивание стихотворений, слушание сказок, шумовой оркестр, музыкальная студия, эмоция, занятие.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задать вопрос