В статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к школе как один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Психологами и педагогами в разные времена данная проблема всесторонне изучалась. Остаётся она важной и в наше время. Обучение в первом классе — ответственный этап в развитии ребёнка, так как именно здесь происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу. Какие признаки говорят об успешной адаптации ребёнка к школе? Как можно решить проблемы школьной адаптации первоклассников? На эти вопросы может дать ответ данная статья.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, коммуникативные навыки, эмоциональное развитие, игровые технологии .
Социальная адаптация первоклассника к школе является одной из первостепенных проблем, так как приход в школу — это ситуация неизвестности, которая вызывает у ребёнка волнение. Успешность будущего ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться.
В большинстве случаев, личность, адаптируясь к иному социальному окружению, трансформирует, так или иначе, как таковую, социальную действительность, т. е. наряду с этим имеет место быть двуединый под названием «адаптационно — адаптирующий» процесс, какой показывает человеку условия изменения определенных норм поведения и разработки иных [1].
Результатом успешной социальной адаптации является приспособленность ребенка в коллективной среде. Важными признаками адаптированности являются: значимое место ребенка в коллективе, его эмоциональное настроение, психологическое состояние, самооценка, степень коммуникации и взаимодействия. Результатами того, что ребенок прошел благополучную адаптацию к школе, являются: удовлетворенность процессом учебы и отношениями с ровесниками и педагогами.
Я. Л. Коломинский считал, что успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом [2].
Для успешной адаптации к школе, у первоклассника необходимо сформировать положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.
Исходя из утверждения Коломенского, можно сказать, что успешной школьной адаптации будет способствовать совместная деятельность детей, направленная на их социально-коммуникативное развитие.
Поиск средств и способов организации эффективной адаптации первоклассников к школе — важная педагогическая проблема.
Исследования, проведённые Кононовой Е. Ю. в первых классах школ среди 320 первоклассников, показывают необходимость поэтапного формирования коммуникативных навыков [3]. В данные этапы Кононова заложила идею, согласно которой формирование коммуникативных навыков первоклассников в процессе адаптации к школьному обучению возможно при соблюдении следующих принципов:
— создание положительной эмоциональной стимулирующей среды при взаимодействии первоклассников;
— последовательное формирование таких компонентов навыков общения как эмпатийный;
— деятельностный (использование коммуникативных знаний, и умений, навыков в процессе общения); оценочный — самооценка и оценка личностных качеств и коммуникативной деятельности сверстников;
— организация коммуникативной деятельности в процессе выполнения соответствующих упражнений, игровых заданий.
Также можно включать во внеурочную деятельность развивающие занятия по формированию восприятия и понимания учащимися эмоций. Задания и упражнения на этих занятиях должны обогащать эмоциональный и коммуникативный опыт, направлять на формирование навыков получения, анализа и передачи информации, тренировать навыки работы в паре, группе, коллективе. Целью данных занятий является развитие таких навыков как мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
Пихенько И. Н. предлагает свою модель процесса педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе [4].
Это целевая программа под названием «Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников», предусматривает комплексное выполнение следующих условий:
— знание и учет особенностей семейного воспитания первоклассников;
— выработка единых способов развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства путём организации преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой;
— взаимодействие школы и семьи в вопросах создания необходимой адаптационно-развивающей образовательной среды;
— использование развивающих, проблемных методов обучения;
— организация такого важного типа взаимодействия между учителем и учащимся как сотрудничество в ходе коллективного учебного диалога;
— создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассника во время его адаптации к обучению в школе.
Крайникова Т. А. исследовала эмоциональную сферу первоклассников [5]. Основываясь на исследованиях психолога, можно сделать выводы о том, что эмоциональное развитие ребенка является одной из главных задач педагога. Без решения этой проблемы, будут невозможны преодоление трудностей в усвоении программы начального обучения, благополучная психосоциальная адаптация первоклассника на всех этапах возрастного развития. Важную роль в процессе адаптации первоклассников должна играть психологическая поддержка развития их эмоциональной сферы.
Сделать комфортным эмоциональное состояние первоклассников на этапе их адаптации к школе призвана помочь специально разработанная Крайниковой С. А. программа психологической поддержки эмоционального развития. Данная программа называется «Мир открытых сердец» [6] и основывается на проведении коррекционно-развивающей работы с отдельными первоклассниками на основе результатов углубленной диагностики, которая выявляет проблемы в эмоциональном и коммуникативном развитии детей.
Программа «Мир открытых сердец» направлена на формирование у первоклассников эмоциональной децентрации. Данное понятие подразумевает, что человек рассматривает объект или явление не только со своей собственной позиции, но и с позиции другого человека.
Следующим способом успешной адаптации к школе являются игровые технологии. Зная особенности применения игровых технологий в педагогическом процессе начальной школы, педагог может добиться высоких результатов повышения качества знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста, что не может не оказывать влияния на успешность адаптации первоклассников [7].
В игре формируются качества личности, необходимые школьникам. Играя, ребёнок учится действовать в коллективе сверстников, выполнять поставленные правила, прилагать усилия для преодоления трудностей.
Сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет первокласснику легко освоить роль ученика и адаптироваться к новым социальным условиям.
Для улучшения общего состояния детей в период школьной адаптации необходимо обеспечить следующие требования:
- Не перезагружать ребёнка большим объемом домашней работы.
- В качестве домашних заданий должны выступать задания, с которыми ребёнок в состоянии справиться самостоятельно.
- Уроки в школе необходимо дополнять физкультминутками, подвижными играми, прогулками на свежем воздухе, экскурсиями.
- Посещение после уроков каких-либо спортивных секций.
От успешного решения проблемы адаптации на начальной ступени образования будет зависеть дальнейшее развитие личности первоклассника и его учебной деятельности.
Литература:
- Варламова А. Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
- Коломинский, Яков Львович. Психология детского коллектива: Система лич. взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Народная асвета, 1984. — 239 с.
- Кононова Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01-Общая педагогика, история педагогики и образования. — Киров, 2006. — 180с.
4. Пихенько И. Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Брянск, 2003.-190с.
5. Крайникова Т. А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. –Ставрополь, 2006.-224с.
- Крайникова Т. А. Психологическая поддержка в семье // Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А. И. Китова. -Карачаевск: КЧГУ, 2005. С. 147–150.
- Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы / Т. П. Войтенко. — Калуга: Адель, 2008. — 361 с.