В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающей среды, как средства организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, дети с нарушениями слуха, учебно-воспитательный процесс, интернатное учреждение.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающая среда является важным и неотъемлемым условием организации учебно-воспитательного процесса. При этом необходимо учитывать нозологию. Так, для детей с нарушениями слуха компенсация слухового восприятия происходит за счет зрительного восприятия и вибрационно-тактильной чувствительности, следовательно, при организации коррекционно-развивающей среды педагоги должны учитывать этот факт и подбирать дидактический материал, игры, составляющие предметно-практической среды и т. д. с учетом компенсирующего принципа.
В условиях интернатного учреждения, создание коррекционно-развивающей среды — совместная задача и зона ответственности учителя и воспитателя, работающего на классе. Таким образом, дидактический материал, предметы, игры, составляющие коррекционно-развивающую среду, должны способствовать решению учебных, воспитательных и коррекционных задач.
Начиная с первого дополнительного, первого класса учитель формирует коррекционно-развивающую среду с учетом специфики и потребностей своих детей, обучающихся в его классе.
Особую трудность в обучении представляют предметы «Развитие речи», «Русский язык» и «Чтение», что обусловлено ограниченным словарным запасом. При обучении развитию речи на первоначальном этапе используются картинки с подписями, когда детям необходимо сопоставить картинку и подпись к ней. Позже картинка подбирается на слух. На последнем этапе ребенку необходимо самостоятельно назвать, или описать, что изображено на картинке. Также поэтапно происходит обучение написанию изложений и сочинений — это дополнение предложений, работа с деформированным текстом, составление предложений по схеме, составление рассказа по плану. При этом каждый этап обязательно сопровождается большим количеством наглядно и демонстрационного материала. На уроках чтения также весь прочитанный материал систематизируется в иллюстрациях, совместно с детьми выстраивается логическая цепочка. Театрализация прочитанных произведений с помощью пальчиковых и перчаточных кукол является прекрасным средством речевого развития детей, способствует развитию мелкой моторики.
Исходя из принципа компенсаторного обучения, на уроках русского языка и математики незаменимыми помощниками являются карточки-сорбонки. Это и словарные слова, и части речи, единственное и множественное число, род имен существительных, и табличный счет в пределах десяти, ста, табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления и т. д. Дети с большим удовольствием занимаются с карточками не только с учителем, но и самостоятельно, или же в парах.
Для уроков окружающего мира, помимо традиционных глобуса, атласа, карт я использую телескоп, микроскоп и другие приборы. Совместно с ребятами мы собираем коллекции и альбомы по темам уроков (растительный мир, животный мир, полезные ископаемые, модель Солнечной системы и т. д.).
Важным условием создания коррекционно-развивающей среды является ее полифункциональность. Это связано с тем, что в интернате дети в первой половине дня учатся и приобретают предметные знания, а во второй половине дня они развиваются физически, эстетически, духовно-нравственно, следовательно коррекционная среда должна способствовать решению не только образовательных, но и воспитательных задач, должна быть применима воспитателем во второй половине дня.
Проводя работу по внеурочной деятельности очень важно учитывать интересы детей, их личные и возрастные особенности, сохраняя при этом межпредметные связи, в сотрудничестве с классным руководителем. Я стараюсь делать это ненавязчиво, заинтересовать ребят, дать возможность проявить свои таланты и способности.
Прогулка — это один из любимых детьми режимных моментов. Взяв с собой собранную с учителем коллекцию природных материалов (гербарий, семена и плоды деревьев, кустарников) в ходе прогулки можно узнать много нового и увлекательного. Опираясь на пройденную тему урока по окружающему миру, можно найти на территории школьного двора каштаны или шишки, по листику из гербария определить название дерева, повторить темы «Погода», «Птицы» и т. д. Выбор дидактического материала зависит от темы, целей, задач прогулки.
На начальном этапе изучения темы «Продукты питания» по развитию речи, с целью усвоения, повторения и закрепления материала, в столовой, наряду с карточками и картинками, я использую коллекцию круп и макаронных изделий, сделанную совместно с детьми. После приема пищи закрепляем и повторяем новые слова, делаем аппликации «Что сегодня на обед?» В дидактической коррекционно-развивающей игре «Маленький повар» дети, совместно с воспитателем, достают из коллекции крупу и на подготовленном шаблоне тарелки рисуют ингредиенты и приклеивают крупинки с помощью клея-карандаша. Далее работы детей оформляются на магнитной доске в виде выставки блюд, сервировки стола.
Один из любимых детьми разделов чтения — это русские народные сказки. Выполнение домашнего задания на самоподготовке с использованием героев сказок для театрализации не только способствует пониманию прочитанного, но и плавно переходит в сюжетно-ролевую игру. А благодаря фантазии воспитанников, можно увидеть старую добрую сказку на современный лад.
Таким образом, в условиях интернатного учреждения коррекционно-развивающая среда создается всеми педагогами, работающими на классе на основе принципа компенсирующего обучения с учетом возрастных особенностей детей, их психофизиологическим развитием, индивидуальными потребностями и служит средством организации учебно-воспитательного процесса для решения коррекционных, обучающих и воспитательных задач.