В статье автор исследует специфические черты современного этапа развития международных отношений в сфере обеспечения прав человека, соотношение регулирования механизма обеспечения прав человека на международном и внутригосударственном уровнях.
Ключевые слова: права человека, международные отношения, международное сотрудничество, международное взаимодействие, национальный правопорядок.
Нельзя отрицать тот факт, что международное правопорядок всегда оставался одной из наиважнейших задач, стоящих перед всеми существующими государствами. Для выполнения этой задачи не только на настоящий момент, но и в дальнейшей перспективе, была создана целостная и сложная система международного правового регулирования, при этом большое значение отводится и самостоятельному регулированию внутренних отношений каждого государства в контексте специфики общественной жизни. Таким образом, индивидуальный подход каждого государства сосуществует в соответствии с международными правилами обеспечения законности и мира.
В таком ключе актуализируется такой аспект международного и внутреннего регулирования, как обеспечение прав человека, выступающих неотъемлемой частью самой человеческой жизни, а не связанной с признанием или непризнанием его в качестве того или иного субъекта, присвоения человеку как субъекту права того или иного статуса. Такие права закреплены не только в международных актах [2, с. 231], как, например, Всеобщей декларации прав человека [1], но и в национальных, например, Конституции Российской Федерации, где согласно ч. 2 ст. 17 основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [3, ст. 17].
Вопрос обеспечения прав человека остро встал в настоящее время в связи с теперь уже небезызвестными геополитическими событиями, связанными с конфликтом интересов Российской Федерации и Украины и, как следствие, вовлечением других государств, стремящихся как к поддержанию мирового порядка, так и к удовлетворению своих интересов. Появившаяся ситуация очень ярко показала, как может ранее действовавший механизм обеспечения прав человека «пошатнуться» в кратчайшие сроки, потому как в связи с обозначенными событиями, в том числе и происходящими на настоящий момент, очень сильно изменилось отношение ранее дружественных государств и их граждан по отношению друг к другу.
Изменение отношений между государствами в сторону ухудшения привело к тому, что права человека и гражданина повсеместно нарушаются, при чем гражданство стало являться чуть ли не самым важным показателем, с которыми связаны такие нарушения [4]. И происходит это не только в сфере средств массовой информации, когда граждане одного государства открыто выражают свою ненависть по отношению к гражданам другого государства, но и напрямую, применяя физическое и психологическое насилие. Особенно ярко это видно по отношению к гражданам Российской Федерации, которым в результате конфликта Российской Федерации и Украины, в том числе не без участия введенных санкций, остались закрыты многие возможности, которые обеспечивались международным правопорядком и международными отношениями. Кроме того, обостряется и обстановка «на местах», то есть на тех территориях, где непосредственно ведутся боевые действия, а также ближайших к таким территориям, и это не говоря о тех территориях, где на смену одному правопорядку приходит новый (в значении правопорядок другого государства), и не каждый человек соглашается с «нововведениями» в его жизни.
Вышеприведенные явления позволяют говорить о том, что правовое значение самого «обеспечения прав человека» должно обрести содержательно больший объем, чем это было ранее, потому как современный мир нельзя назвать неразвитым, в том числе в контексте уважения прав и законных интересов всех государств и их граждан без исключения. Надо понимать, что не каждый гражданин отождествляет себя с происходящими событиями, стремясь сосуществовать с другими членами общества так же мирно, как и прежде, что и является одним из условий обеспечения прав человека. Но мало понимания и реализации этого только одними гражданами — это должны понимать и сами государства в лице органов власти и лиц, замещающих государственные должности, особенно с той стороны, с которой наблюдается демонстративная ненависть и неприязнь к другим гражданам. Но для самих государствах и представляющих их органов власти недостаточно одного понимания, потому как обеспечение прав человека должно подкрепляться и прикладными правовыми инструментами, а не только теоретическим закреплением правил поведения в нормативных актах. Должен быть усовершенствован механизм контроля и реагирования на подобное поведение, в том числе ужесточены санкции за противоправное поведение, совершенное на национальной, политической и иной почве, потому как существующую ситуацию нельзя назвать допустимой: конфликт может длиться еще несколько лет, при этом никто не знает какие еще острые проблемы он может породить в области обеспечения прав человека. Поэтому на современном этапе государствам крайне важно поставить на первое место права человека и гражданина, саму их жизнь, и уже потом оперировать геополитическими интересами, и только в таком случае можно будет говорить об адекватном поведении и уважении прав человека.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что существующая геополитическая ситуация привела к деактуализации уважения и обеспечения прав человека, что недопустимо для современного развитого правового общества. В связи с этим необходимо более детально и комплексно подойти к вопросам усовершенствования механизмов контроля за обеспечением прав человека не только вовлеченными в конфликт государствами, но и теми, кто разделяет их позицию.
Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 дек. 1948 г. // Российская газета. — 1998 (10 дек.).
2. Гафурова Н. Верховенство права как универсальный принцип обеспечения прав человека // Review of law sciences. — 2020. — № 2. — С. 229–235.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ, от 01 июл. 2020 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
4. Шарипов Р. И. Взаимодействие с вооружёнными группами в области международного права прав человека: причины и последствия // Вестник экономики, права и социологии. — 2021. — № 4. — С. 106–109.