Особенности государственного управления сферой здравоохранения в Липецкой области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Шибин, А. А. Особенности государственного управления сферой здравоохранения в Липецкой области / А. А. Шибин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 460-464. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108634/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор характеризует особенности государственного управления сферой здравоохранения в Липецкой области в рамках Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года.

Ключевые слова : Липецкая область, сфера здравоохранения региона, управление здравоохранения.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы координации деятельности в сфере здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. На сегодня в России существует многоуровневая система регулирования отношений в сфере здравоохранения. Общие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения закреплены в статье 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Эти полномочия осуществляются с учетом положений Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Липецкая область образована 6 января 1954 года указом Президиума Верховного Совета СССР, территориально располагается в 500 км на юг от Москвы, входит в Центральный Федеральный округ РФ. Административно-территориальное деление области включает 312 муниципальных образований — 2 городских округа (Липецк, Елец), 18 муниципальных районов, 6 городских и 286 сельских поселений. На 2020 год население региона составило 1 139 400 человек. Организация системы здравоохранения на территории региона основывается на трех принципах: качестве, доступности, профилактике, что основано на логике современной государственной социальной политики в стране. В регионе действует сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, которая представлена 23 самостоятельными поликлиниками и 42 поликлиниками в составе больничных учреждений. Таким образом, населению области оказывается амбулаторная помощь по 74 врачебным специальностям, при плановой мощности — 32 784 посещения в смену. Стационарная помощь на территории области представлена 45 больничными учреждениями по 71 специальности. Совокупная мощность стационарного звена — 8835 круглосуточных коек. В системе здравоохранения области работают 3911 врачей и 11806 средних медицинских работников, их них 11 докторов медицинских наук и 112 кандидатов медицинских наук, 98 заслуженных врачей, 493 отличника здравоохранения. Все это говорит о высоком потенциале системы областного здравоохранения. Кроме государственной системы в регионе также присутствует и частное здравоохранение. [2]

Согласно Уставу Липецкой области Российской Федерации от 09.04.2003 г. № 46-ОЗ исполнительные органы государственной власти области создаются в целях выполнения полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством области, и подразделяются на отраслевые (сформированные по отдельным отраслям (сферам) государственного управления) и контрольные. Положения об исполнительных органах государственной власти области утверждаются Правительством области [3]. Управление здравоохранения Липецкой области (далее — Управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере здравоохранения. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством Липецкой области, правовыми актами Губернатора, Правительства области, а также Положением, утверждённым распоряжением Правительства Липецкой области от 1 февраля 2023 г. № 72-р, и реализуют в своей деятельности государственную политику в области здравоохранения. [4]

Управление осуществляет свои полномочия во взаимодействии со структурными подразделениями Правительства области, исполнительными органами государственной власти региона, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, некоммерческими организациями и гражданами. Руководство Управлением осуществляет начальник Управления, а в его отсутствие — заместитель начальника согласно должностному регламенту. Начальник Управления курирует общие вопросы деятельности управления, а также подведомственных организаций (учреждений, предприятия), вопросы финансово-экономической деятельности, учетной политики и контроля, программно-целевого планирования развития здравоохранения в регионе. У начальника Управления согласно штатному расписанию, четыре заместителя. Они курируют вопросы организации медицинской помощи взрослому населению, детям, службы родовспоможения; вопросы лицензирования, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, порядка рассмотрения обращений граждан; вопросы материально-технического, лекарственного обеспечения, мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны, и вопросы цифрового развития и информационных технологий, порядка рассмотрения обращений граждан, управления делами и кадровой политики.

В составе Управления 12 отделов, в том числе отделы: организации медицинской помощи взрослому населению и санаторно-курортного дела; организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения; программно-целевого планирования развития здравоохранения; лекарственного обеспечения; лицензирования, контроля качества и безопасности медицинской деятельности и отдел жалоб и обращений граждан. А также в составе Управления отделы: цифрового развития и информационных технологий; управления делами и кадровой политики; учетной политики и контроля; материально-технического обеспечения; мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны, и финансово-экономический отдел. В целях развития и совершенствования системы здравоохранения Липецкой области правовым актом Управления создается коллегия.

Управление издает нормативные правовые акты по вопросам утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг; утверждения ведомственных целевых программ; осуществления подведомственными областными государственными учреждениями полномочий Управления по исполнению публичных обязательств; утверждения показателей эффективности деятельности подведомственных областных государственных учреждений и их руководителей; утверждения перечня информации, размещаемой подведомственными областными государственными учреждениями и областными государственными предприятиями на их официальных сайтах; установления перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями и иные нормативные акты. [5]

Управление осуществляет свою деятельность в рамках Государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой области», утверждённой постановлением администрации области от 30.04.2013 г. № 213 (с изм. и доп. в ред. от 12.09.2023). Также Управление издает нормативные акты в рамках своей компетенции, направленные на регулирование вопросов в сфере здравоохранения региона. Так, например, Приказы: от 12 декабря 2013 г. № 1333 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, подведомственными управлению здравоохранения Липецкой области», от 16.12.2019 года № 1902 «Об утверждении ведомственного перечня закупаемых управлением здравоохранения Липецкой области и подведомственными ему бюджетными и казенными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) на 2020 год и признании утратившими силу некоторых приказов управления здравоохранения Липецкой области» и другие.

Управление оказывает государственные услуги, включая лицензирование медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Также Управление осуществляет заключение договоров о целевом обучении по программам высшего медицинского или фармацевтического образования. Кроме того, к государственным услугам, оказываемым Управлением, относится и направление граждан на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, с применением специализированной информационной системы, а также оформление компенсации стоимости проезда малообеспеченных граждан к месту лечения и обратно, детей из малообеспеченных семей — к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а так же, сопровождающему их лицу, в соответствие с установленными законодательством Липецкой области мерами социальной поддержки. Подведомственными Управлению учреждениями здравоохранения оказываются такие государственные услуги, как запись к врачу; предоставление рецепта в электронной форме; оформление и выдача направления гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы. Управление осуществляет контроль за качеством оказываемых государственных услуг согласно ежегодно утверждаемому плану.

Управление осуществляет взаимодействие с такими вышестоящими и контролирующими органами, как Министерство здравоохранения РФ, Росздравнадзор и его территориальный орган по Липецкой области, Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Территориальным ФОМС по Липецкой области. [5]

Законом Липецкой области от 25.10.2022 г. № 207-ОЗ утверждена Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года. Как определено в Стратегии, Приоритетным направлением и задачей социально-экономической и политики Липецкой области является сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Механизмами реализации политики накопления человеческого капитала выступает система флагманских проектов. В соответствии с приоритетами предполагается реализация флагманских проектов: «Здоровье и благополучие жителей Липецкой области», который направлен на увеличение продолжительности и качества жизни жителей региона через развитие системы здравоохранения (ПП «Будущее здоровья» — обеспечение сферы здравоохранения квалифицированными кадрами), повышение качества и доступности инфраструктуры физической культуры и спорта (ПП «Спортивный регион»), а также на повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения и пожилых людей (ПП «Серебряный регион»). [6]

Система здравоохранения региона характеризуется достаточно развитой медицинской инфраструктурой. Однако дефицит врачебного персонала и уровень смертности свидетельствует о необходимости повышения качества медицинской помощи, в том числе за счет повышения уровня профессионализма медицинского персонала и качества материально-технической базы учреждений. Общий уровень заболеваемости населения в области находится на уровне показателей ЦФО. Липецкая область занимает относительно благополучную позицию в группе сравнения по соотношению смертности и заболеваемости по отдельным группам болезней и причинам смертности, однако в сравнении с другими регионами ЦФО есть системное отставание по отдельным группа заболеваний. [6]

Ключевые проблемы системы здравоохранения области во многом повторяют общероссийские. Это высокий уровень смертности населения от всех причин, в том числе от болезней системы кровообращения, от новообразований, а также дефицит медицинских кадров, в связи с их старением и оттоком в частный сектор или более привлекательные регионы.

В регионе обеспечивается последовательная реализация комплексных мер по сокращению дефицита кадров государственного здравоохранения. Так, например, в целях сокращения дефицита врачей участковой службы реализуется «Губернаторский набор», предусматривающий подготовку дополнительно 80-ти студентов по специальности «Педиатрия» и «Лечебное дело» во взаимодействии с Рязанским и Воронежским медуниверситетами.

По состоянию на первое июня текущего года за счет средств областного бюджета обеспечены жильем 196 врачей и 74 средних медработника, в том числе путем предоставления компенсации расходов за наем жилых помещений и социальных выплат на строительство и приобретение жилья.

Конкурентным преимуществом для развития здравоохранения области является сбалансированная трехуровневая система оказания медицинской помощи, которая обеспечивает необходимую последовательность оказания медицинской помощи и маршрутизацию пациентов; а также высокий уровень развития IT-инфраструктуры и информатизации здравоохранения (в том числе телемедицины).

Приоритетным направлением развития здравоохраненияявляется создание качественной и доступной системы медицинской помощи, обеспечивающей рост продолжительности жизни, основанной на качественной инфраструктуре, высоком профессионализме медицинского персонала и передовых стандартах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. [6] Так, по итогам первой половины 2023 года Липецкая область вышла на третьем месте в ЦФО и на двадцать первое месте по России по темпам выполнения годового плана диспансеризации взрослого населения, осмотрены около 250 тысяч человек. Также снижается уровень общей смертности на 13,2 %. Регион сохраняет лидерские позиции по уровню снижения младенческой смертности (третье место в ЦФО, тринадцатое место в России). План по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств ОМС по итогам первого полугодия 2023 года выполнен на 117,9 %. По данным Управления, оценка общественного мнения удовлетворенностью населения медицинской помощью составила 53,1 % при плане 48,3 % [7].

В целях обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Липецкой области с определённой периодичностью принимается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории области. Сейчас действует Программа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. При этом Правительство Липецкой области при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области, обеспечивает в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь. [8]

Управление здравоохранения области является участником и ответственным исполнителем мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию в регионе федеральных проектов, предусмотренных в структуре национального проекта «Здравоохранение». Реализованы мероприятия регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». В целях переоснащения оборудованием регионального сосудистого центра ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» и первичных сосудистых отделений ГУЗ «Лебедянская ЦРБ» и ГУЗ «Липецкая городская больница № 4 «Липецк-Мед» закуплены и ведены в эксплуатацию 127 единицы медицинского оборудования. В целях реализации регионального программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» завершено строительство операционного блока с отделением анестезиологии и реанимации областного онкологического диспансера в г.Липецке и его оснащение. На базе поликлиники Грязинской центральной районной больницы открылся Центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), для создания которого был выполнен на капитальный ремонт и закуплено оборудование. До конца 2023 года на базе ГУЗ «Лебедянская центральная районная больница» планируется открытие Центра амбулаторной онкологической помощи. В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» завершено строительство таких объектов здравоохранения, как новый поликлинический корпус ГУЗ «Липецкая городская детская больница в г. Липецке»; здание детской поликлиники и женской консультации в г. Чаплыгин и других. Все объекты получили лицензию на осуществление медицинской деятельности. Ведутся работы по реконструкции поликлиник в районах области [7,9].

В целях осуществления общественного контроля в сфере здравоохранения региона в соответствии с федеральным законодательством и Законом Липецкой области от 2 ноября 2017 г. № 123-ОЗ «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Липецкой области» при Управлении действует Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания медицинскими организациями области. Основными задачами Совета являются проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями по строго определенным критериям, таким как комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; удовлетворенность оказанными услугами и др. На основе полученных результатов Совет формирует план по контролю за устранением недостатков в медицинских организациях области, что способствует повышению качества оказания медицинских услуг населению в регионе [5].

Также в рамках осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением для решения текущих и перспективных вопросов, организована оперативная работа с обращениями граждан, направленная на защиту прав пациентов.

Управление оказывает содействие в деятельности на территории региона общественным организациям и профессиональным ассоциациям в сфере здравоохранения. Так, в регионе действуют Липецкая областная общественная организация «Ассоциация медицинских работников», Общественная организация Липецкой области «Ассоциация стоматологов»; Липецкое региональное отделение общероссийской общественной организации «Общество православных врачей» и другие [5].

Устойчивое развитие здравоохранения составляет один из ключевых вопросов государственного управления, как в масштабах всей страны, так и на территории Липецкой области, прежде всего потому, что многие проблемы, стоящие перед страной в долгосрочной перспективе, такие как демография, обороноспособность, социально-экономическое развитие и др., невозможно решить без гарантированного обеспечения здоровья населения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Редакция» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст.6724. с изм. и доп. в ред. от 01.09.2023.
  2. Липецкое здравоохранение сегодня — Текст: электронный // Информационный портал здравоохранения Липецкой области: [сайт]. — URL: http://uzalo48.lipetsk.ru/node/2595 (дата обращения: 01.12.2023).
  3. Закон Липецкой области от 26 мая 2022 г. № 93-ОЗ «О поправках к Уставу Липецкой области Российской Федерации» // Липецкая газета. 2022 г. № 65.
  4. Распоряжение Правительства Липецкой области от 1 февраля 2023 г. № 72-р «Об утверждении Положения об управлении здравоохранения Липецкой области» — Текст: электронный // Управление здравоохранения Липецкой области: [сайт]. — URL: http://uzalo48.lipetsk.ru/uzalo/ %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D1 %8B (дата обращения: 01.12.2023).
  5. Управление здравоохранения — Текст: электронный // Информационный портал здравоохранения Липецкой области: [сайт]. — URL: http://uzalo48.lipetsk.ru/uzalo/ %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D1 %8B (дата обращения: 01.12.2023).
  6. Документы стратегического планирования Липецкой области. — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Липецкой области: [сайт]. — URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/napravleniya-deyatelnosti/dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya-lipeczkoj-oblasti (дата обращения: 01.12.2023).
  7. Итоги деятельности здравоохранения Липецкой области в первом полугодии 2023 года — Текст: электронный // Информационный портал здравоохранения Липецкой области: [сайт]. — URL: http://uzalo48.lipetsk.ru/node/15640 (дата обращения: 01.12.2023).
  8. Постановление Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 г. № 380 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Липецкая газета от 24 января 2023 г. № 7. С изм. и доп. в ред. от 29.05.2023.
  9. Информация о деятельности управления здравоохранения в 2022 году — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Липецкой области: [сайт]. — URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/soczial %D1 %8Cnaya-sfera/zdravooxranenie (дата обращения: 01.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Липецкая область, медицинская помощь, сфера здравоохранения, Российская Федерация, медицинская деятельность, управление, взрослое население, государственное управление, социально-экономическое развитие, федеральное законодательство.


Ключевые слова

Липецкая область, сфера здравоохранения региона, управление здравоохранения

Похожие статьи

Государственная политика в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан

В данной статье рассмотрены основные направления государственной политики в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан, названы нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения, охарактеризованы цели и задачи долгосроч...

Государственная поддержка сельского хозяйства Орловской области

В статье приведены результаты исследования основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, определено влияние оценки эффективности и механизма государственной поддержки сельского хозяйства. Основные направления государственной под...

Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области

В статье представлено исследование необходимости государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области. Рассмотрены основные проблемы и направления в данной сфере.

Особенности государственного управления в сфере дорожного хозяйства (на примере Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства на примере Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Исследование влияния внешней среды на развитие санаторно-курортной сферы в Курской области

В статье изучена внешняя среда санаторно-курортного направления оказания услуг на основе STEP-анализа, в рамках которого изучены социальные, технологические, экономические, политические факторы социально-экономического развития Курской области.

Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области

В данной статье рассматривается организация исполнительных органов власти Сахалинской области, автор описывает значение и анализирует структуру системы исполнительной власти в регионе. В своей работе автор также отмечает эффективность государственных...

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства (на примере министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства на примере министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Особенности кадрового обеспечения и материально-технического оснащения системы здравоохранения Владимирской области

В статье авторы пытаются рассмотреть и выделить особенности кадрового обеспечения, проанализировать материально-техническое оснащение системы здравоохранения Владимирской области.

Особенности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации

В статье автор пытается проанализировать государственную политику и национальный проект в сфере здравоохранения РФ.

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Похожие статьи

Государственная политика в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан

В данной статье рассмотрены основные направления государственной политики в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан, названы нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения, охарактеризованы цели и задачи долгосроч...

Государственная поддержка сельского хозяйства Орловской области

В статье приведены результаты исследования основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, определено влияние оценки эффективности и механизма государственной поддержки сельского хозяйства. Основные направления государственной под...

Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области

В статье представлено исследование необходимости государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области. Рассмотрены основные проблемы и направления в данной сфере.

Особенности государственного управления в сфере дорожного хозяйства (на примере Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства на примере Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Исследование влияния внешней среды на развитие санаторно-курортной сферы в Курской области

В статье изучена внешняя среда санаторно-курортного направления оказания услуг на основе STEP-анализа, в рамках которого изучены социальные, технологические, экономические, политические факторы социально-экономического развития Курской области.

Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области

В данной статье рассматривается организация исполнительных органов власти Сахалинской области, автор описывает значение и анализирует структуру системы исполнительной власти в регионе. В своей работе автор также отмечает эффективность государственных...

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства (на примере министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства на примере министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Особенности кадрового обеспечения и материально-технического оснащения системы здравоохранения Владимирской области

В статье авторы пытаются рассмотреть и выделить особенности кадрового обеспечения, проанализировать материально-техническое оснащение системы здравоохранения Владимирской области.

Особенности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации

В статье автор пытается проанализировать государственную политику и национальный проект в сфере здравоохранения РФ.

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Задать вопрос