В статье автор рассматривает вопрос о различных точках зрения на понятие административной ответственности, а также отличие ее от иных видов юридической ответственности.
Ключевые слова : административная ответственность, юридическая ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, государственное управление, уголовная ответственность, административное законодательство, административное наказание, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
Вопросы административной ответственности много и детально изучаются в юридической литературе, в которой содержатся многочисленные взгляды, мнения, позиции правоведов. До сих пор, несмотря на определенное единство в характеристике признаков рассматриваемого понятия, в целом, не существует общей позиции о сути понятия административной ответственности. Административная ответственность являясь по сути разновидностью юридической ответственности, наравне с другими ее формами, пожалуй, самое динамичное, постоянно развивающееся явление в отечественном праве. Это обусловлено самим назначением административной ответственности, которая применяется на практике очень часто в виду того, административные правонарушения представляют собой большую часть совершаемых в государстве правонарушений.
Ускорение процесса трансформации административно-правовых отношений в Российской Федерации в последнее время обусловлен, в первую очередь, уточнением и изменением статуса органов государственной власти в силу изменения и «перераспределения» их компетенции. Как следствие законодательство, регулирующее эту область общественных отношений, становится все более подвижным. Например, только за 2021 был принят 41 федеральный закон, вносящий изменения и дополнения в КоАП РФ, за 2022 соответственно -30, за еще не истекший 2023 год — 36. Особенно активно совершенствуется законодательство в области административных правонарушений, отнесенной к предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ, в процессе чего определяется новое содержание, цели, задачи, особенности, функции административной ответственности, появляются новые ее виды и вносятся изменения в существующие нормы права. Рекордно большие изменения, касающиеся ответственности за правонарушения, были внесены в КоАП РФ в 2023 году, начиная от изменения сроков исчисления правонарушений и штрафов до внесения новых составов привлечения к ответственности.
В ст. 2 Конституции РФ закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Юридическая ответственность, является реакцией со стороны государства на нарушения правопорядка, в то же время выступает гарантией защиты конституционных прав и свобод граждан страны, выражая всеобщий принцип законности. Права человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18), определяя смысл, содержание и порядок применения всего законодательства РФ [1]. Обязательное условие и гарант свободы — ответственность. И чем больше свободы, тем выше уровень ответственности. Ключевую роль в обеспечении свободы и ответственности играет государство, прежде всего через правовые механизмы, основанные на законе. Витрук Н. В. так формулирует понимание юридической ответственности: как одна из правовых форм государственного контроля за соблюдением законов и государственного принуждения [3, с.7]. При всем многообразии подходов в правоведении к определению сущности юридической ответственности, мнения большинства ученых по вопросу выделения ключевых характеристик юридической ответственности в основном сходны и описывают ее как «применение уполномоченными органами карательных санкций к лицам, совершившим правонарушения, на основе и в порядке, установленных законом» [4, с.6].
Юридическую ответственность в зависимости от отрасли права классифицируют на: административную, гражданскую, материальную, уголовную, дисциплинарную. По принадлежности санкций юридической ответственности к нормам одной или нескольких отраслей права выделают одноотраслевые (конституционная, административная, гражданско-правовая, уголовно-правовая) и межотраслевые (дисциплинарная, материальная) виды. По правовой принадлежности юридическая ответственность делится на публично-правовую и частноправовую; по целевой принадлежности — на правовосстановительную и штрафную [5, с. 5]. Для каждого вида юридической ответственности характерны специфические черты, круг субъектов, подлежащих ответственности, меры наказания и особый порядок их применения [6, с.75].
Административной ответственности, как виду ответственности юридической, присущи все особые характеристики последней, что определяет ее схожесть с другими известными правовой науке видами юридической ответственности. Однако, как обособленный институт отечественного административного права, административная ответственность, обладает присущими только ей особенностями и выполняющая специфические функции, тем самым отражая уникальность административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Общие признаки всех видов юридической ответственности проявляются, в прежде всего том, что и административная ответственность является мерой государственного принуждения, применяемой к нарушителю права уполномоченными на это органами, при условии установлении факта совершения им виновного противоправного деяния. Специфика общественных отношений, которые регулируются теми или иными правовыми институтами присущими только им регулятивными методами, лежат в основе формирования особенностей и отличий видов юридической ответственности. Параметры для сравнения следующие: какие органы уполномочены на применение мер ответственности, что входит в объем правовых последствий, каков круг субъектов и закрепленных законом оснований применения ответственности, а также процедура, по которой осуществляется та или иная ответственность.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие фактического основания, то есть, наличие факта административного правонарушения (действие или бездействие) [2]. Легальное понятие его содержится в ст.2.1. КоАП РФ. Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Где объектом посягательства выступает общественные отношения сфере государственного управления [7]. Отличительная черта административных правонарушений — их значительно меньший характер общественной опасности, по сравнению с уголовными преступлениями, ответственность за которые установлена в УК РФ, где в отношение лица, преступившего закон, используются, так называемые, меры судебных репрессий.
Еще одно отличие административной ответственности от уголовной состоит в установленной законом процедуре ее назначения, что включает скорость, с какой применяются меры наказания к правонарушителю (иногда в момент выявления нарушения права). По российскому уголовному закону установлены более длительные сроки привлечения к уголовной ответственности. Привлечение к административной ответственности не влечёт за собой тяжелых правовых последствий для правонарушителя, характерных для уголовной ответственности за преступление, где применяется уголовно-правовой институт судимости или ликвидации юридического лица и др.
Поскольку существует различия в степени общественной опасности между правонарушениями административного характера и уголовными преступлениями, это отражается и в степени суровости наказаний. Уголовные всегда имеют более тяжелые последствия для нарушителя закона. Исключение составляет в установленным законодательством случаях величина назначаемого юридическим лицам административного штрафа. Он может превышать величину уголовного наказания в виде штрафа физическим лицам в соответствии с УК РФ
КоАП РФ также устанавливает единый годичный срок погашения назначенного административного наказания, со дня исполнения постановления о его назначении. Причем погашение наказания наступает автоматически, специальным документом не оформляется. При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении. Если лицо до конца истечения срока предыдущего наказания совершает повторное правонарушение, однородное по своему составу с предыдущим, это рассматривается как факт, отягчающий административную ответственность, что можно рассмотреть в качестве квалифицирующего признака в процессе назначения более строгой меры ответственности [2].
Субъекты, уполномоченные в вопросах назначения административных наказаний, представляют собой многочисленную неоднородную группу специальных органов и должностных лиц (полный перечень таких субъектов содержится в разделе III. КоАП РФ), что порождает такую особенность административной ответственности, отличающую ее и от уголовной, и от гражданской, как ее внесудебный характер. Это возникает в случаях, когда полномочия по привлечению к административной ответственности исполняют такие субъекты, как органы исполнительной власти (их должностные лица), административные комиссии либо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, исполняющие и другие. К гражданской и уголовной ответственности привлекает только суд. Также к субъектам административной юрисдикции относятся и судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что отчасти устанавливает некоторую схожесть с гражданской и уголовной ответственностью [7].
Одно из главных отличий от дисциплинарной ответственности проистекает из того, что нарушители административных норм права не подчинены субъектам административной юрисдикции по служебному признаку. В то время как такая мера ответственности, как дисциплинарное взыскание всегда назначается в рамках трудовых правоотношений, субъектами ее применения являются вышестоящие органы (должностные лица) по отношению к нижестоящим [2].
Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, наступает на основании гражданского правонарушения, где объектом являются имущественные отношения, защищаемые в исковом порядке через суд, который применяет к нарушителям в качестве меры ответственности санкции имущественного характера. Таким образом, гражданско-правовые санкции, как правило, преследуют своей целью возмещения имущественного вреда и восстановление нарушенного законного права. Также законом предусматривается за нарушение договорных обязательств устанавливается возможность взыскания с лица, допустившим нарушение условий договора, неустойки (пени или штраф). Все перечисленное характеризует ответственность в сфере гражданско-правовых отношений как правовосстановительную, компенсаторную.
Ярко выраженной особенностью, присущей административной ответственности, является состав ее субъектов, куда входят как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст.2.6. КоАП РФ) [9].
В отличии от уголовной и гражданско-правовой ответственности, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации, административное законодательство (как материальное, так и процессуальное) является двухуровневой системой, то есть находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции России). Таким образом, административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1. ст. 2.1. КоАП РФ). Мерами административной ответственности выступают установленные государством наказания, применяемые к правонарушителю, цели их определены в статье 3.1. КоАП РФ. Перечень административных наказаний содержатся только в нормах КоАП РФ либо в положениях законов субъектов РФ.
Нормы раздела IV КоАП РФ устанавливают подробный особый процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, который в сравнении с порядком привлечения к дисциплинарной ответственности, более сложный по своей структуре, но по сравнению с уголовным процессом не такой сложный и более оперативный. Кроме того, КоАП РФ устанавливается порядок не только судебной, но и административной процедуры обжалования действий (решений) уполномоченных органов (должностных лиц) по привлечению к административной ответственности. Перечисленные особенности административной ответственности отличают ее от других разновидностей юридической ответственности, а их совокупность дает представление об административной ответственности в целом [8].
Глава 2 КоАП РФ «Административная ответственность и административное правонарушение» не содержит законодательно определенного понятия административной ответственности. Кстати, в КоАП РСФСР также отсутствовало легальное определение этого понятия. Панов А. Б. утверждает, что сложившуюся ситуацию следует охарактеризовать как пробел в праве. Безусловно, это не дает возможность понимать данный правовой институт единообразно как применителям административного права, так и другим его субъектам, включая субъектов административной ответственности [9, с.8]. Более того, до сих пор нет возможности говорить о едином выработанном подходе к рассматриваемой дефиниции «административная ответственность» [10, с.16]. В научной литературе по юриспруденции складывается традиция рассмотрения этого понятия с точки зрения двух позиций: административная ответственность как правовой институт и как правовое явление [4, с.7].
Так, И. А. Галаган, при характеристике административной ответственности как правового института давал определение через понятие совместность материальных и процессуальных административных норм, которые регламентируют социальные отношения, складывающиеся в процессе реализации полномочий компетентных органов (должностных лиц), когда происходит непосредственное установление самого факта проступка, его состава, а также личности правонарушителя, с последующим применением к нему определенного нормами права взыскания (либо в случае доказанного отсутствия вины, освобождения от него), а также процедурные отношения по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении, с вынесением, обжалованием и исполнением решения о наложенном взыскании [11, с.5].
При рассмотрении сути административной ответственности как правового явления, с точки зрения правоведов, следует говорить о таком виде юридической ответственности, который проявляется в процессе применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Д. Н. Бахрах рассматривает дефиницию административной ответственности через понятие средства охраны правового порядка, определенного нормативно, состоящего в применении правовых санкций, выступающего как последствие виновного общественно вредного деяния, за которым идет осуждение правонарушителя и его проступка (деяния) как со стороны государства, так и социума, связанного с принуждением и негативными последствиями для виновного лица, реализующегося в установленных законом процессуальных формах [12, с.44]. По мнению Б. П. Россинского, административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, выражаемой в назначении в соответствии с нормами действующего законодательства административного наказания правонарушителю, что выполняется уполномоченными на это органами (должностными лицами) [13, с.171]. Согласно Ю. М. Козлову, административная ответственность есть процесс назначения (применения) административных санкций (наказаний) как физическим, так и юридическим лицам, виновным в совершении административного правонарушения (совершившим правонарушение), государственными органами (должностными лицами), обладающими полномочиями в соответствии с административным законодательством [14, с.85]. Агапов А. Б. дает такое определение: «Административная ответственность представляет собой один из видов публично-правовой ответственности, установленной при совершении проступков, влекущих за собой малозначительное, реальное или потенциальное причинение вреда или ущерба правоохраняемым имущественным или материальным интересам» [1, с.23]. Как пишет Н. В. Макарейко, наиболее важным признаком административной ответственности является тот, что «это ответственность в интересах общества и государства (публично-правовая ответственность)» [15, с.7].
Такой вывод, как считает Д. В. Осинцев, можно сделать из того, что «механизмы и технологии правоприменения нацелены на поддержание установленного порядка управления (обязательных требований) в широком понимании этой модели регламентации отдельных видов деятельности, … все властные инстанции функционируют не ради правозащитной работы, а для поддержания и восстановления единого механизма администрирования в зависимости от отраслей и сфер деятельности, где он легально установлен» [16, с.19]. Можно согласиться с выводом Д. В. Осинцева о том, что административная ответственность, наряду с профилактическими мерами и контрольно-надзорными мероприятиями, является принудительным способом обеспечения соблюдения обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» (ред. от 24.09.2022).
Так Д. В. Осинцев считает, что административная ответственность наступает за нарушение требований административных актов, другими словами, противоправные намерения лица, обязанного соблюдать установленные законом нормы, направлены именно на неисполнение обязательных требований. Административная ответственность возлагается на нарушителей режимов регистрации, лицензирования и технического регулирования в области собственности, однако она не предусмотрена для случаев посягательств на имущество. Также, она применяется при нарушении правил администрирования таможенных и налоговых платежей, но не относится к нарушениям денежных обязательств перед государством. Кроме того, она вступает в силу в случаях нарушения установленных требований в отношении разрешения на участие транспортных средств в дорожном движении, а не в отношении правил их эксплуатации. Таким образом, административная ответственность направлена против нежелательного влияния на общественный порядок государственного управления, когда такое влияние препятствует эффективной реализации функций по поддержанию порядка государственного управления [16, с.21].
А. И. Стахов формулирует более широкое понятие института административной ответственности как совокупности норм права, которые устанавливают основания и закрепляют меры административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности, статус участников правоотношений, складывающихся по поводу привлечения правонарушителя к административной ответственности [17, с.21].Такой подход позволяет говорить о том, что институт административной ответственности является по сути институтом административного права, состоящим из материальных и процессуальных норм, предназначенных для охраны общественных отношений, урегулированных другими административно-правовыми нормами, а также нормами конституционного, трудового, экологического, финансового и других отраслей права.
В процессе анализа специализированных научно-юридических источников, посвященных вопросам изучения и уточнения содержания дефиниции административной ответственности как вида юридической ответственности, можно сделать вывод, что административная ответственность является способом правовой защиты общественных отношений. В связи с отсутствием легального закрепления рассматриваемого понятия, сущность административной ответственности в общем виде формулируется с учетом разнообразных точек зрения, высказанных в научной литературе, и понимается как особый вид юридической ответственности, представляющий собой меру административно-правового принуждения, выражающуюся в применении санкций административно-правовых норм судьями и иными уполномоченными органами (должностными лицами) в установленном законом порядке, которые возлагают на правонарушителя (физическое либо юридическое лицо) обязанность претерпеть лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
Литература:
- Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 495 c. — Текст: непосредственный.
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая: комментарий к главам 15–32 КоАП РФ (под общ. ред. Л. В. Чистяковой) / Р. В. Амелин, М. Б. Добробаба, Ю. В. Капитанец [и др.]. — Москва: ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019. — 2159 c. — Текст: непосредственный.
- Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности: [монография] / Н. В. Витрук; Российская акад. правосудия. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Норма, 2009. — 431 с. — Текст: непосредственный.
- Административная ответственность: Учебное пособие / С. М. Жукова, М. В. Колодина, В. А. Коновалов [и др.]. — 10-е изд., перераб. и доп. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018. — 134 c. — Текст: непосредственный.
- Нетишинская, Л. Ф. Проблемы ответственности в гражданском праве учебное пособие / Л. Ф. Нетишинская. — 10-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: КубГАУ, 2020. — 87 c. — Текст: непосредственный.
- Баранов, А. В. Административное право: учеб.-метод. пособие / Баранов А. В., Волович В. Ф., Илюшин А. В. и др.; Том. гос. ун-т (Юрид. ин-т). — Томск: Том. гос. ун-т, 2005 (Томск: РИО ТГУ). — 278 с.
- Стахов, А. И. Административное право России: учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 685 с. — Текст: непосредственный.
- Административная ответственность [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс» / [А. И. Стахов и др.]; под ред. А. И. Стахова, Н. В. Румянцева. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2014. — 247 с. — Текст: непосредственный.
- Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц [Текст] / А. Б. Панов. — Москва: Норма, 2013. — 191 с. — Текст: непосредственный.
- Старостин, Б. А. Административная ответственность по законодательству субъектов Российской Федерации: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Старостин Б. А.; ВГКУ «ВНИИ МВД РФ». — Москва, 2013. — 183 c. — Текст: непосредственный.
- Галаган, И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. (711) / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т сов. законодательства. — Москва: [б. и.], 1971. — 43 с. — Текст: непосредственный.
- Бахрах, Д. Н. Административная ответственность по российскому законодательству: краткий учебный курс / Д. Н. Бахрах, Э. Н. Ренов. — Москва: Норма, 2004. — 330 c. — Текст: непосредственный.
- Россинский, Б. В. Административное право: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. В. Россинский. — Москва: Юнити: Закон и право, 2000. — 270 с. — Текст: непосредственный.
- Козлов, Ю. М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов. — Москва: Юристъ, 2005. — 554 с. — Текст: непосредственный.
- Макарейко, Н. В. Административная ответственность в системе юридической ответственности / Н. В. Макарейко. — Текст: непосредственный // Административное право и процесс. — 2019. — № 12. — С. 5–11.
- Осинцев, Д. В. Административная ответственность: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 423 с. — Текст: непосредственный.
- Стахов, А. И. Административная ответственность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / А. И. Стахов, Н. Д. Эриашвили, С. Н. Бочаров. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2014. — 247 c. — Текст: непосредственный.