В данной статье рассматривается творчество Александра Кушнера, известного русского поэта, с точки зрения его предметного мира. Автор анализирует стихотворения Кушнера и раскрывает, как через описание повседневных предметов и деталей окружающей действительности поэт передает свои чувства и переживания, а также создает неповторимую атмосферу в своих произведениях. В статье также приводятся ключевые особенности и характеристики предметного мира Александра Кушнера.
Ключевые слова: философская лирика, предметный мир, символ, вещи.
Предметный мир в поэзии Александра Семёновича Кушнера играет немаловажную роль, эта одна из «исходных констант» [1] в его поэзии. Этот мир тесно связан с внутренним миром лирического героя и помогает читателю лучше понять его чувства, переживания и мысли.
О соотношении предметного мира и мира души говорит в своей работе и А. Урбан [4]. Он отмечает, что А. Кушнер пытается «овеществить и вочеловечить дух, а вещественность одухотворить» [4]. Кушнеровские стихи — это стихи о жизни и из жизни, а сам поэт — поэт текущей жизни. «Он вникает в летящее мгновение и пытается продлить, раздвинуть его рамки, поселиться в нем так, чтобы можно было уловить его смысл и вкус» [4].
А. Кушнер часто обращается к изображению вещей и предметов, которые окружают нас в повседневной жизни. В его стихотворениях, таких как «Готовальня» (1962), «Графин» (1962), «Куст» (1975), «Сахарница» (1998), «Лестница» (2018) и др. можно найти множество образов, связанных с природой, городом, искусством, историей, литературой и многими другими темами.
Особенностью предметного мира в творчестве А. Кушнера является то, что он не просто описывает вещи, но и создает из них своеобразные символы, которые отражают суть того или иного явления или события.
Например, в стихотворении «Куст» (1975) А. Кушнер сравнивает жасминовый куст с Евангелием. Он говорит о том, что куст может быть не менее важным источником знаний, чем книга Матфея:
«Евангелие от куста жасминового,
Дыша дождём и в сумраке белея,
Среди аллей и звона комариного
Не меньше говорит, чем от Матфея» [2].
Конечно же, это стихотворение метафорично, автор не имеет в виду какой-то определенный куст, а говорит всецело о самой природе. Природа — есть чудо жизни. Куст является символом природы и красоты, а также символом духовного просвещения:
«Так бел и мокр, так эти грозди светятся,
Так лепестки летят с дичка задетого.
Ты слеп и глух, когда тебе свидетельства
Чудес нужны ещё, помимо этого» [2].
Поэт также говорит о том, что человек может быть слепым и глухим к окружающему миру, если не видит и не слышит свидетельств чудес. В повседневной суете мы часто не замечаем красоту и чудеса, которые нас окружают. Автор призывает читателя остановиться и задуматься о происходящем, созерцая окружающие предметы и явления. Такие моменты важны для каждого человека, они помогают успокоиться и поразмыслить о своей жизни. Куст жасмина является метафорой природы и указывает на то, что общение с природой может помочь человеку обрести душевное равновесие и найти ответы на философские вопросы бытия:
«Ты слеп и глух, и ищешь виноватого,
И сам готов кого-нибудь обидеть.
Но куст тебя заденет, бесноватого,
И ты начнёшь и говорить, и видеть» [2].
В стихотворении «Сахарница» (1995) художник обращается к теме существования вещей без участия человека. Так, в данном поэтическом тексте у А. Кушнера кухонная утварь одновременно символизирует жизнь, которая наполнена повседневными заботами и хлопотами, и быстротечность времени, неумолимый ход судьбы:
«Как вещь живет без вас, скучает ли? Нисколько!
Среди иных людей, во времени ином,
Я видел, что она, как пушкинская Ольга,
Умершим не верна, родной забыла дом» [2].
Автор создает образ сахарницы, которая воплощает для него человеческую жизнь, полную маленьких радостей и горестей, которые быстро забываются и исчезают в пучине времени. Он даже сопоставляет сахарницу с Ольгой Лариной, которая так скоро забыла своего убитого жениха Ленского и вышла замуж за другого. Несмотря на то, что каждый предмет впитывает в себя дух своего времени и одушевляется, вещи остаются равнодушными к миру, в котором бушуют человеческие страсти. В этом и есть парадоксальность бытия:
«Я все-таки ее взял в руки на мгновенье,
Тяжелую, как сон. Вернул, и взгляд отвел.
А что бы я хотел? Чтоб выдала волненье?
Заплакала? Песок просыпала на стол?» [2].
В стихотворении «Лестница» (2018) этот образ становится своеобразным символом перехода, портала между двумя мирами. Старые ступени лестницы стерты, они напоминают волны. Лирический герой сравнивает их с тенями людей, прошедших по ним:
«Есть лестницы: их старые ступени
Протёрты так, как будто по волнам
Идёшь, в них что-то вроде углублений,
Продольных в камне выемок и ям,
И кажется, что тени, тени, тени
Идут по ним, не видимые нам» [2].
Когда лирический герой ступает по следам этих теней, то становится частью их прошлого, их истории. Лестница становится символом перехода из одного мира в другой, «страной теней»:
«И ты ступаешь в их следы — и это
Всё, что осталось от людей, людей,
Прошедших здесь, — вещественная мета,
И кажется, что ничего грустней
На свете нет, во тьму ушли со света,
О, лестница, — страна теней, теней» [2].
В целом, предметный мир в творчестве Александра Кушнера выполняет несколько важных функций. Во-первых, он позволяет читателю увидеть мир глазами лирического героя, погрузиться в его внутренний мир и понять его мысли и чувства. Во-вторых, предметы и вещи в стихах поэта становятся символами, отражающими суть и значение тех или иных явлений и событий. В-третьих, вещные детали и подробности помогают создать атмосферу и настроение стихотворения, делая его более живым и ярким.
Литература:
- Иванова, В. И. Предметный мир Александра Кушнера (анализ стихотворения «Низкорослой рюмочки пузатой.»..) / В. И. Иванова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2015. — № 5. — С. 186–191. — EDN VHUOVB.
- Кушнер, А. «То, что мы зовем душой.»..: избранные стихотворения / Александр Кушнер. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. — 416 с.
- Пэн, Д. Б. Мир в поэзии А.Кушнера / Д. Б. Пэн; Отв. ред. В. Н. Чубарова; Рост. гос. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992. — 61с.
- Урбан, А. А. Пятая стихия / А. А. Урбан // «Нева». — 1986. — № 9. — C. 151–160.