Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Жамбалдоржиева, С. А. Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства / С. А. Жамбалдоржиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108673/ (дата обращения: 23.12.2024).



Антикоррупционная политика Российской Федерации является важнейшим направлением государственной политики и выражается в развитии антикоррупционного законодательства, определения и реализации целей, задач и форм деятельности органов государственной власти всех уровней, институтов гражданского общества по борьбе и предупреждению коррупционной преступности с учетом новых вызовов, стоящих перед государством.

Реализация задачи по развитию антикоррупционного законодательства включает в себя выполнение комплекса мероприятий, разработанных и принятых в соответствии с установленными процедурами, с целью устранения корневых причин коррупции, предотвращения коррупционных проявлений, борьбы с коррупцией и снижения отрицательных последствий от коррупционных явлений.

В настоящее время Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополняется различными положениями, которые позволяют использовать антикоррупционное законодательство совместно с другими нормами отраслевого законодательства. Помимо этого, федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит как целевые нормы, так и нормы, нарушение которых влечет юридическую ответственность. Некоторые нормы, описывающие различные аспекты борьбы с коррупцией, также включены в другие законодательные акты.

В 2021 году в Российской Федерации был принят один из важнейших программных документов, который формирует стратегию развития по вопросам профилактики, противодействия и борьбы с коррупционными преступлениями «Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы» (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478) [3].

Необходимо сказать, что это уже второй по счету национальный план противодействия коррупции. Первый был принят в 2008 году Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым.

Национальный план на 2021–2024 годы направлен на усиление координации государственных органов власти по противодействию коррупции. Документ состоит из шестнадцати разделов, включающих мероприятия по предупреждению и противодействию, минимизации и ликвидации последствий коррупционных преступлений.

Первый раздел посвящен совершенствованию системы запретов, ограничений и обязанностей. В частности, предлагается усовершенствовать порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имущественном положении лиц, занимающих государственные должности. Документом предлагается распространить действие положений Федерального закона «О противодействии коррупции» на депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности. Ряд поручений первого раздела Национального плана предусматривает проведение анализа практики применения ограничений и запретов. Например, предлагается проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц; практику совмещения должности главы муниципального образования с иными должностями в органах местного самоуправления; практику применения мер по защите лиц, уведомивших о фактах совершения коррупционных правонарушений; практику использования информационных каналов связи для конфиденциальной передачи информации о фактах совершения коррупционных правонарушений и др.

Раздел включает предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; установлению запрета на поступление на федеральную государственную службу для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа; установлению ограничений при назначении на должность руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия и государственного (муниципального) учреждения для лица, имеющего непогашенную судимость или подвергшемуся уголовному преследованию за совершение коррупционных преступлений [3].

Второй раздел посвящен вопросам повышения эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Правительству Российской Федерации поручается уточнить понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве», «иные близкие отношения», которые содержатся в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Также предлагается возложить на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных. Предпринимается попытка систематизировать вопросы выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов разных уровней [3].

В третьем разделе Национального плана предлагается наделить высшие должностные лица субъектов Российской Федерации правом направлять запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении антикоррупционных проверок, проводить антикоррупционные проверки в полном объеме в отношении муниципальных служащих; усовершенствовать правовое регулирование вопросов, связанных с получением прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну; установить обязанность для налоговых органов предоставлять информацию о наличии счетов в банках у лиц, в отношении которых проводится антикоррупционная проверка [3]. Аналогичную обязанность предлагается установить для бюро кредитных историй в отношении имеющейся у нее информации.

Далее Национальным планом предусмотрено усовершенствовать правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов. В данном разделе предлагается привлекать к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; установить временные ограничения права занимать отдельные должности в государственных организациях для лиц, уволенных в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов.

Интересен так же следующий раздел, в котором Министерству юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти предлагается внести изменения в статью 289 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие квалифицирующий признак незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность федерального и субъектового уровня, или главы органа местного самоуправления [3].

Кроме того, Министерству юстиции Российской Федерации поручено проработать вопрос о внесении изменений в части 1 и 4 статьи 204.1 и часть 5 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Изменения направлены на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний. Сейчас за посредничество во взяточничестве или в коммерческом подкупе установлено гораздо менее строгое наказание, чем за обещание или предложение посредничества во взяточничестве [3].

В рамках совершенствования правового регулирования ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы, предлагается распространить действие пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» на лиц, замещавших государственные должности; лиц, являвшихся руководителями (заместителями руководителей) государственных органов или органов местного самоуправления и намеревающихся заключить трудовой (или гражданско-правовой) договор с организацией, в отношении которой эти органы государственной власти выполняли функции учредителя.

В отдельный раздел выделены вопросы совершенствования мер по противодействию коррупции при осуществлении государственных закупок товаров, работ и услуг. Предлагается устанавливать в качестве условия контракта обязательства сторон о недопущении действий, нарушающих требования законодательства о противодействии коррупции. Более того, предусмотрено установление порядка предоставления информации сведений о гражданах и юридических лицах, в отношении которых может возникнуть личная заинтересовать у представителей заказчика. В целях исключения коррупционных рисков предлагается обеспечить информационную открытость и прозрачность процедур при принятии решений о распоряжении государственным имуществом [3].

Министерством юстиции Российской Федерации в рамках исполнения Национального плана рассматривается возможность установления обязанности для коммерческих и некоммерческих организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и государственные корпорации, проводить антикоррупционную экспертизу своих локальных нормативных актов и проектов таких актов.

Национальным планом также предусмотрен ряд других мер, направленных на совершенствование антикоррупционного законодательства, систематизации и актуализации нормативно-правовой основы антикоррупционной деятельности.

Вместе с тем, некоторые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правовой базы, не были отражены в Национальном плане. В частности, при рассмотрении антикоррупционных стандартов предлагается расширить круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение стандартов. При этом остался без рассмотрения вопрос о распространении действия антикоррупционных стандартов на отдельные организации с государственным участием.

Представляется проблемным вопрос реализации на практике пункта национального плана, который касается защиты лиц, сообщивших о возможных коррупционных преступлениях. В нашей стране до сих пор отсутствует отдельный законодательный акт по данному вопросу. В отдельных странах подобный закон действует достаточно давно и имеет положительный эффект (Япония, Новая Зеландия, Кипр и т. д.). В России нормы, касающиеся защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, содержатся в различных актах. Это Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ; Указ Президента России от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». При этом предоставление государственной защиты лиц, сообщивших о фактах совершения коррупционного преступления, имеются только в рамках уголовного процесса.

В целом «Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы» представляет собой достаточно разносторонний документ, призванный усовершенствовать различные аспекты анкоррупционной деятельности, он затрагивает более широкий круг вопросов, нежели предыдущий Национальный план. При этом многие вопросы правового регулирования предлагается решить на региональном уровне. Данный программный документ сегодня является стратегией развития антикоррупционного законодательства, и от успешной его реализации при активном участии всех сторон будет зависеть эффективность государственной политики в сфере противодействия коррупционным преступлениям.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч.1). — Ст. 6228.
  3. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы»: Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 (в ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 34. — Ст. 6170.
  4. «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»: Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 (в ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 29 (ч.2). — Ст. 4477.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальный план, антикоррупционное законодательство, государственная власть, местное самоуправление, министерство юстиции, Национальный план противодействия коррупции, противодействие коррупции, факт совершения, Уголовный кодекс.


Похожие статьи

Основные направления антикоррупционной политики государства

Актуальные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества

Основные направления развития института административного судопроизводства

Основные проблемы реализации принципа гласности гражданского судопроизводства в Российской Федерации

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления налоговой реформы РФ

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права

Похожие статьи

Основные направления антикоррупционной политики государства

Актуальные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества

Основные направления развития института административного судопроизводства

Основные проблемы реализации принципа гласности гражданского судопроизводства в Российской Федерации

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления налоговой реформы РФ

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права

Задать вопрос