В статье авторы анализируют законодательство в области охраны и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, усыновление, дети, государство, опека и попечительство.
Действующее законодательство не только признает за субъектами правоотношений определенные гражданские права, но и так же обеспечивает их надежную защиту.
Ю. Н. Андреев справедливо утверждает, что надлежащая защита субъективных гражданских прав должна основываться на строгом соблюдении общих начал (принципов) гражданского законодательства (п.1 ст. 1 ГК РФ), а также специальных принципов правозащитного характера: равенство субъектов защиты; справедливость; беспрепятственное осуществление защиты, доступность; полнота, всесторонность, системность; конституционность (законность); объективность, обоснованность; разумность; соразмерность; гармоничное сочетание публичных и частных интересов; профессионализм; добросовестность, недопустимость злоупотребления правом; оперативность; исполнимость, эффективность [1, С.49].
Понятие «защита гражданских прав» является важнейшей категорией цивилистики, без уяснения смысла которой весьма сложно разобраться в характере гражданско-правовых санкций, их видах, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением гражданских прав, и особенно, прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В современной науке гражданского права существует различные подходы по определению понятия «защита гражданских прав». При этом, защита гражданских прав традиционно понимается в двух аспектах: материально-правовом и процессуально-правовом, так как «специальной терминологии для разграничения защиты в области материальных и процессуальных прав не имеется» [2, С.5–6]. 1, а также с позиции трех теорий: «теория мер», «теория деятельности» и «теория функции» [3, С.31–34].
Ю. Г. Басин понимал под защитой гражданских прав систему мер борьбы с правонарушениями, опирающихся на государственное принуждение и направленных на обеспечение неприкосновенности права и ликвидацию его нарушения [4, С.32].
Н. А. Баринов определяет защиту гражданских прав как деятельность управомоченного органа или лица (гражданина) по принудительному осуществлению нарушенных субъективных гражданских прав и интересов в установленном законом порядке и определенными способами.
А. И. Базилевич определяет защиту гражданских прав и законных интересов как констатацию прав соответствующих субъектов или принятие мер материально-правового воздействия в отношении обязанной стороны, осуществляемое в определенной процессуальной форме, когда заинтересованные лица наделяются комплексом процессуальных прав, посредством которых обеспечивается защита субъективных прав и охраняемых законом интересов. [5, С.36–37].
Термин «защита гражданских прав» охватывает всю совокупность мер экономического, политического и организационного характера, направленных на создание условий для реализации и осуществления субъективных прав. В указанную систему входят как защитные действия управомоченных законом лиц, так и самозащитные действия носителя субъективного гражданского права.
Таким образом, под гражданско-правовой защитой можно понимать действия потерпевшего по самозащите своих прав, обращению к государственным правозащитным органам, а также правозащитную деятельность государственных органов, направленные на применение мер гражданско-правовой защиты и гражданско-правовой ответственности с целью предупреждения, пресечения правонарушения, восстановления первоначального положения в установленном законом порядке.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что гражданско-правовая защита прав детей, оставшихся без попечения родителей — это фактические и юридические действия граждан и органов, уполномоченных защищать права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по защите прав указанной категории детей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, направленных на предупреждение, пресечение правонарушения, восстановления первоначального положения, а также мер гражданско-правовой ответственности в установленном законом порядке.
При исследовании особенностей гражданско-правовой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особое внимание следует обратить на соотношение понятий «защита» и «охрана» прав.
Охрана гражданских прав является более комплексным институтом, который включает в себя механизмы для оптимизации условий гражданского оборота. Меры защиты гражданских прав являются частью этого комплекса.
Исходя из вышеизложенного, охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует рассматривать как совокупность частноправовых и публично-правовых мер (средств), направленных на создание необходимых условий для эффективной реализации предусмотренных законом прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на предупреждение (предотвращение) возможных нарушений их субъективных прав. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой часть охраны прав такой категории лиц и возникает лишь в случае нарушения (угрозы нарушения) их субъективных прав. В широком смысле защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может осуществляться не только с помощью норм частного (гражданского), но и публичного (уголовного, административного, процессуального) законодательства.
Защита гражданских прав обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Список этих мер представлен в ст. 12 ГК.
Как правило, человек, чьи права и интересы были нарушены вправе воспользоваться способом защиты своего права, но не любым, а вполне конкретным. Способ защиты бывает определен специальным законом, который регламентирует конкретное гражданское правоотношение. Чаще, обладателю субъективного права предоставляется возможность определенного выбора способа защиты своего нарушенного права.
Способами охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно назвать прокурорский надзор; формы воспитаний таких детей; профориентационная работа государственных органов.
Роль прокуратуры заключается в обеспечении реального соблюдения прав рассматриваемой нами категории детей. Для решения поставленных задач прокурорам необходимо владеть информацией о состоянии законности в сфере соблюдения прав данной категории детей, начиная с момента их выявления. Нарушение требований законодательства о выявлении и учете детей, оставшихся без попечения родителей, лишает органы опеки и попечительства, а также другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возможности своевременно принять меры для защиты прав и интересов детей и решить вопрос о форме их устройства и дальнейшем воспитании. Для этого прокуратура обязана проводить проверки соблюдения прав несовершеннолетних, переданных на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [6, С.22–24].
В целях обеспечения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств органы опеки и попечительства избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 ГК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Таким образом органы службы занятости обеспечивают реализацию дополнительных гарантий права на труд, которые предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Литература:
- Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М., 2010. С. 49.
- Воложанин В. П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров. Свердловск, 1974. С. 5–6.
- Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М., 2010. С. 31–34
- Басин Ю. Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Саратов, 1971. С. 32.
- Базилевич А. И. Формы защиты субъективных гражданских прав: дис. … канд. юрид. наук. Ульяновск, 2001. С. 36–37.
- Харламова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4. С. 22–24.