В настоящее время промышленность Российской Федерации переживает четвертую революцию. На данном этапе важно внедрять в промышленность инновационные технологии, технику, и информационные технологии. При этом каждый этап машиностроительного производства взаимосвязан и требует использование инновационной стратегии, применение прецизионного оборудования. Комбинации ранее известных технологий для получения нового технического и экономического эффекта. Отдельной нитью по всему машиностроению проходит разработка и применения новых материалов, в частности, композиционных и полимерных.
Также актуальна в области машиностроения разработка новых концепций и подходов, поскольку они позволяют уйти от множества проблем, таких как потери КПД в парах трения, обеспечение высокого уровня механических свойств в контактных соединениях, уменьшение себестоимости производимой продукции, применение энергосберегающих технологий.
Увеличение инвестиций и облегчённой налоговой отчетности должно привести к значительному подъему конкурентоспособности в области машиностроения.
Ключевые слова: инновации, наука, экономическое развитие, машиностроение, технология, производство.
Методика проведения исследования
Методика заключается в последовательном изучении исследований ученых экономистов, таких как: Н. В. Борисов, О. В. Почукаева, И. Ансофф, Г. Я. Гольдштейн, О. С. Виханский, Е. А. Федорова, а также представители высшей школы в области машиностроения, такие как, А. Г. Яропольский, А. А. Домнышев.
Обзор источников данных авторов позволил исследовать механизмы реализации инноваций в области машиностроения, выявить проблематику внедрений передовых технологий в машиностроении. Были проанализированы работы: Н. В. Борисова, О. В. Почукаевой «Инновационное развитие машиностроения», А. Г. Яропольского, А. А. Домнышева «Проблемы инновационного развития машиностроения России», в них раскрыты аспекты применения инноваций в области машиностроения, их роль в экономическом развитии государства и промышленности, конкурентоспособности. Вместе с тем, выявлены взаимосвязи между деятельностью машиностроительных предприятий, научной деятельностью, экономической и политической деятельностью государства в период кризиса. Для достижения поставленной цели применялся широкий комплекс общенаучных и сравнительных методов. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности, комплексности и системности.
Результаты исследований
Инновационное развитие в области машиностроения относится к приоритетным задачам государственного уровня. Развитие рынка невозможно без внедрения новых материалов, технологий и техники. Вектор развития машиностроения направлен на создание новых, передовых технологий в области машиностроения, такая необходимость возникает в современных экономических условиях, когда спрос потребителей на данном рынке высок, а предложения ограничены в связи с недостаточно развитой базой.
«Ни в одной отрасли промышленности внедрение прогрессивных технологий и новой техники не дает столь быстрых и весомых результатов, как в машиностроении. Затраты на внедрение прогрессивных технологий окупаются за полтора-два года, а затраты на новое производственное оборудование — за два-два с половиной года. Вместе с тем отсутствие обновления производственного аппарата инновационно-насыщенными инвестициями, новыми технологиями производства явилось основной причиной утраты конкурентоспособности основными отраслями машиностроения РФ. В российской экономике пока не нашлось «длинных денег» для модернизации машиностроительных производств» [1].
Сегодня слабая инвестиционная деятельность оказывает на отрасль машиностроения не самую эффективную роль. Поскольку обновление технологической цепочки производится самим производителем, то неминуемо растет спрос и на производственное оборудование. Возникает ситуация, при которой снижается производственная мощность и, соответственно, происходит торможение конкурентоспособности. Вышеприведенная цепочка позволяет утверждать, что предприятие уменьшает доходы и не в состоянии приобрести новейшее, передовое оборудование для выпуска конкурентного товара.
В своем исследовании, Н. В. Борисов и О. В. Почукаева справедливо отмечали, «Чтобы переломить эту тенденцию и вывести машиностроение на траекторию роста, необходимо, прежде всего, изменить инвестиционную политику в отрасли. Задачей государства и бизнеса должно стать инновационное обновление технологической базы машиностроения и отраслей — потребителей его продукции. Обновление производственно-технической базы реального сектора окажет существенное влияние на емкость внутреннего рынка инвестиционного оборудования. Увеличение внутреннего спроса будет обусловлено мультипликативными факторами, активизацию которых обеспечит высокий уровень межотраслевых связей отраслей машиностроения, выпускающих инвестиционное оборудование» [1].
Инновационное развитие такого важного сектора экономики, как машиностроение, способно в значительной степени повысить потребность в производимых деталях, узлах и агрегатах. Инновации важны не только в области обработки и производства, но и в области создания новых материалов, станков и способов обработки, то есть, технологического обеспечения производственных циклов на производстве.
В этой связи необходимо отметить, что важную роль играет подготовка кадров в области машиностроения, это прежде всего инженерные специальности с соответствующим профилем подготовки.
Сегодня сама экономическая ситуация подталкивает нас к росту производства, подготовке кадрового состава, повышению конкурентоспособности и инновациям в машиностроении.
«Определяющим фактором функционирования экономики является использование передовых технологий во всех ее отраслях и секторах. Исходя из роли технологий в развитии экономики, инновационно-технологический потенциал следует рассматривать, как один из основных факторов воспроизводственного процесса в экономике и компонент национального богатства. Развитие инновационно-технологического потенциала невозможно без развития производства. Сфера производства формирует спрос на новые технологии, материалы, машины и оборудование, а также на квалифицированные трудовые ресурсы» [1].
Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводами М. С. Комова, который считает, что «наличие большого количества разноплановых технологических операций влечет за собой необходимость инновационных действий по всем направлениям производственного комплекса. Продуктовая инновационная деятельность на машиностроительном предприятии не может осуществляться путем внесения изменений в одну технологическую операцию. Предприниматель должен быть готов к внедрению целой гаммы нововведений, зачастую не связанных между собой, что в свою очередь, требует привлечения научно-технического потенциала из противоположных научных сфер» [2].
Поскольку отрасль машиностроения имеет высокую степень наукоемкости и конструкторской сложности, то жизненный цикл инноваций весьма высок, на этом основании мы разделяем точку зрения исследователей в данной отрасли, которые утверждают, что «активная инновационная деятельность на машиностроительном предприятии невозможна без наличия мощного кадрового потенциала (сложившиеся научные команды во главе с признанными лидерами-экспертами) и развитой материально-технической составляющей исследовательской деятельности, количественная величина которой может быть определена путем сравнения стоимости экспериментально-лабораторной базы и стоимости основных активов фирмы» [3].
Данная ситуация обусловлена тем, что многие компании работают с перегрузкой. Это приводит к дефициту финансирования и нехватке средств в обороте. При таком положении дел — очевидным становится недостаточное развитие внутреннего рынка машиностроительной отрасли, и, как следствие низкой конкурентоспособностью на мировом рынке.
Также сказывается недостаточная структурированность отрасли. Несмотря на то, что на рынке действуют сильные объединения и группы компаний, остается большое количество подотраслей, в которых уровень интеграции меньше требуемого. Это снижает эффективность всей отрасли.
«Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с российскими разрозненными производителями (как на мировом, так и на внутреннем рынках) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским фирмам. Отвоевывать их, затем оказывается всегда намного сложнее» [5].
Отчасти, данная проблема заставляет задуматься над принципами развития лизинга для машиностроительной продукции, и о мерах поддержки для экспорта высокотехнологичных и наукоемких изделий.
«В качестве основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, выделяются: недостаток собственных финансовых средств (15,7 %) и высокая стоимость нововведений (10,3 %). Среди других причин, препятствующих проведению инноваций, следует отметить низкий инновационный потенциал организаций (6,4 %), неразвитость рынка технологий (4,6 %), длительные сроки окупаемости инновационных проектов (6,6 %) и неопределенность сроков инновационного процесса (3,4 %)» [4].
Преобразование и развитие машиностроения, как приоритетной отрасли промышленности, должно осуществляться путем ее реструктуризации, на основе эффективных хозяйственных и правовых механизмов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность отечественных товаропроизводителей по выпуску наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Важная роль при этом принадлежит государству. Поэтому государство должно принимать на себя часть непосредственных расходов на науку. Такое решение проблемы создает дополнительные трудности, связанные с распределением бюджета. Трудности заключаются в том, что инвестиции в сферу НИОКР на национальном уровне не может рассматриваться только из соображений будущей прибыли. Так, традиционные рыночные критерии оценки эффективности инвестиций неприменимы для фундаментальных исследований.
Вывод
Исследуя тему инновационного развития машиностроения в Российской Федерации, мы пришли к определенным выводам. Предприятия в области машиностроения, чтобы приобрести статус лидера, должны использовать несколько стратегий одновременно, чтобы добиться успеха на рынке. Современное предприятие, внедряя новые технологии, материалы и способы обработки, становиться более гибким, приобретает способность последовательно и адекватно отвечать на экономические и политические вызовы современности, сохраняя стабильность и конкурентоспособный продукт на рынке.
В ходе написания статьи, были проведены исследования, на основании которых мы выявили не только ряд проблем в ходе реализации и внедрения инноваций в области машиностроения, но и осмыслили новые подходы в данной области, применение новых способов, методов и материалов в области машиностроения может вывести данную отрасль в ведущие и стать лидерами не только внутри страны, но выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом.
Литература:
- Борисов Н. В., Почукаева О. В. Инновационное развитие машиностроения//Проблемы прогнозирования 2018. № 4
- Комов, М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении / М. С. Комов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 1. — С. 138–140. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3523/ (дата обращения: 02.12.2023)
- Макарова В. И., Бобренева К. Л. Инновационно-инвестиционная деятельность стратегического развития предприятия // Машиностроитель, 2004. № 8. С. 45–52.
- Социально-экономическое положение России. Госкомстат РФ. — М.: Госкомстат, 2009. c.16.
- Федорова Е. А. Стратегическое управление машиностроительным предприятием в условиях нестабильной экономики. / Тул. гос. ун-т. — Тула, 1999. 266с. c.162.
- Т. Б. Малкова, О. А. Доничев. Оценка инвестиционных проектов: теория и практика. 2-е изд., доп. и перераб.: учебное пособие для специалистов, аспирантов, магистрантов, студентов вузов / Москва: КНОРУС, 2019. — 366 с.