В данной статье рассматривается правовой статус медиатора, который является посредником в разрешении конфликтной ситуации. Он помогает сторонам разрешить спор, но при этом не предлагает им решения по имеющейся проблеме. Медиатор выступает организатором процесса, он стремится создать условия для свободного и открытого диалога между участниками медиации.
Ключевые слова: медиация, медиатор, спор, разрешение конфликта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатор– это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора [1]. В настоящее время работа медиатора строится как на профессиональной основе, так и на не профессиональной.
Для того, чтобы осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, человек должен достичь 25 лет, иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. При этом законодательство не уточняет, что медиатор должен иметь высшее юридическое образование, ведь он не выносит решение по спору и не оценивает итоговое решение, принятое сторонами конфликта. Медиатор лишь выстраивает порядок переговоров, помогает сторонам услышать друг друга и прийти к взаимовыгодному решению. Однако наличие медиатором юридического образования позволит участникам процедуры медиации провести процедуру без нарушения законодательства, правильно составить документы.
К медиаторам, осуществляющим деятельность на не профессиональной основе, предъявляются следующие требования: достижение возраста восемнадцати лет, наличие полной дееспособности и отсутствие судимости. Данные медиаторы не могут рассматривать споры, которые переданы на рассмотрение в суд, в том числе третейский, до начала процедуры медиации.
Законодательство строго предписывает, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе, если он состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Помимо вышеперечисленных требований к медиаторам стороны конфликтной ситуации могут предусмотреть и иные требования к медиатору.
Медиатор, как организатор процесса, должен обладать рядом специальных навыков. В первую очередь, медиатор выстраивает конструктивное ведение переговоров. Он выстраивает переговоры таким образом, чтобы стороны высказали свое мнение, услышали друг друга и совместными усилиями пришли к единогласному решению.
Во-вторых, медиатор всегда является активным слушателем, он поддерживает внимание на протяжении всего периода медиации. Медиатор распознает и корректирует эмоциональное состояние участников процедуры медиации.
В-третьих, медиатор должен сохранять нейтральность, беспристрастность в отношении сторон и предмета спора. Медиатор не должен допускать предвзятого и пристрастного отношения к какой-либо из сторон, быть объективным и предоставлять каждой из сторон одинаковые возможности в ходе проведения процедуры медиации. В случае, если медиатор осознает, что не может поддерживать нейтралитет в отношении обсуждаемой ситуации или существуют основания, которые могут нанести вред его беспристрастности или восприятию его таковым со стороны участников (например, возможное наличие конфликта интересов), он обязан сообщить об этих обстоятельствах всем сторонам.
В-четвертых, медиатор должен содействовать в решении спора, организовывать поиск совместных решений.
В-пятых, медиатор не должен раскрывать информацию, полученную во время процедуры медиации.
Каждый медиатор для успешного проведения медиации должен обладать рядом необходимых знаний: принципы медиации; последовательность процедуры медиации; роль медиатора и участников в процедуре; Кодекс профессиональной этики медиаторов; основы гражданского права; законодательство Российской Федерации о медиации; ограничения, социальные нормы и стандарты, традиции, обычаи и их роль в разрешении конфликта; основы социальной коммуникации; основы когнитивной психологии; правила составления и ведения организационно-распорядительных и справочно-информационных документов.
Кроме того, чтобы обеспечить качество медиативных услуг, медиатор обязан постоянно углублять свои знания в области медиации и совершенствовать практические навыки по проведению процедуры медиации.
К основным принципам поведения, которыми нужно обладать медиатору относят: добровольность, честность, объективность, компетентность и тщательность.
Как отмечает Ц. А. Шамликашвили, Президент Национальной Организации Медиаторов, медиатор не несет ответственности за договоренности, достигнутые в процедуре медиации, а также за их исполнение (ответственность за них остается за сторонами). Таким образом, ответственность за результат процедуры, а также жизнеспособность и исполнимость соглашения, лежит на сторонах [2]. Однако медиатор несет ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления проведения процедуры медиации, в порядке, установленном гражданским законодательством. На сегодняшний день тема привлечения медиаторов к ответственности остается в области доктринальных исследований в связи с тем, что в существующей судебной практике по таким случаям решения не принимались.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. — 02.08.2011. — № 31. — ст. 4162.
- Шамликашвили, Ц. А. Медиация — современный метод внесудебного разрешения спора / Цисана Шамликашвили. — М. Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017. — C.45.