Введение. Всоответствии с ГОСТ Р 51005–96 [1] транспортировка грузов считается качественной, когда она обеспечивает его сохранность, точность доставки в соответствии с договоренностями с клиентом, надежность и удовлетворение его специфических потребностей и т. д. В этом случае моделирование процессов организации перевозки крупногабаритного тяжеловесного груза (КТГ) позволяет на начальном этапе организации подготовить обоснованное коммерческое предложение, которое содержит проработку задачи и ее возможные решения.
Постановка задачи. Модель — это идеальный образец, воплощение оригинала, который может использоваться с целью решения различных задач [2]. В этом случае модель организации процесса перевозки КТГ можно охарактеризовать через совокупность элементов, связанных техническими, технологическими, территориальными и организационно-управленческими признаками с помощью информационных и материальных потоков. Материальный поток в виде ресурсов, средств и грузов необходимо направить в нужное место и в определенное время, а информационный поток служит для обмена данными на всем пути для поддержания системы в равновесном состоянии (контроль выполнения процесса и оперативное принятие управленческих решений), т. е. без аварийных ситуаций [3].
Организация качественного процесса перевозки КТГ базируется на использовании элементов функционирующей транспортной системы (международной, национальной, региональной). Эти элементы должны быть адаптированы для выполнения перевозки КТГ и условиям их эксплуатации, как с точки зрения грузовой и транспортной инфраструктуры, так и с точки зрения практических ограничений при перевозке КТГ. При этом перевозка КТГ во многом отличается от транспортировки других видов грузов. Это связано с тем, что параметры КТГ характеризуются разнообразием, дискретностью и зачастую имеют единую форму.
В этом случае процесс перевозки КТГ можно выразить при помощи математического выражения, которое позволяет описать ситуацию по перевозке в виде функции — , определяемой на конкретный момент времени t .
|
где: m, L, В, H, Vol — параметры груза: масса, длина, ширина, высота и объем перевозки; Sp — веса-габаритные размеры автотранспорта с КТГ, , где n — вид транспорта; Тм — траектория (маршрут) движения; К — перегрузка на маршруте при движении в смешанном (мультимодальном) сообщении или с применением разных технологий движения; V — скорость движения.
В соответствии с рисунком 1, элементы операций в модели «Организация перевозки КТГ» обеспечиваются информационными и материальными потоками событий, необходимых для реализации процесса перевозки.
Рис. 1. Основные элементы операций в модели «Организация перевозки КТГ»
Представленные на рисунке 1 элементы операций модели можно условно разделить на несколько групп операций, отвечающих:
- за начало организации перевозки;
- за первичную и последующую работу с информационными и материальными потоками (в том числе моделирование перевозки по вариантам маршрутов);
- за регулирование и реализацию процесса перевозки;
- за сбор и систематизацию результатов выполнения перевозки с последующим обучением сотрудников.
Следует отметить, что одним из элементов операций (группа операций № 4) модели, представленной на рисунке 1, является «Регулирование и организация перевозки». Этот элемент отражает особенность использования корпоративных стандартов в рамках транспортно-логистического проекта (ТЛП), когда компания выполняет перевозку для множества КТГ. В этом случае корпоративные стандарты являются связующим звеном для параллельных и сквозных процессов, обеспечивающих высокое качество перевозки за счет подготовки сотрудников по единым правилам и нормам выполнения операция на проекте.
Выводы. Функции позволяет описать сложный маршрут перевозки КТГ, который является частью проект перевозки в рамках ТЛП. Функция позволяет описать модель процесса, для которой может быть определен выбор оптимальной транспортно-технологической схемы на основе альтернативных вариантов с учетом возникающих ситуаций, сочетаний видов транспорта (смешанное сообщение), технологий перевозочных и погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае можно сделать следующие выводы:
- Представленная модель содержит обобщенное описание происходящих процессов в компании, которые направлены на достижение результатов по организации качественной перевозки КТГ с использованием алгоритмического подхода для решения поставленных задач.
- Выделяемые группы операций позволяют достаточно гибко решать задачи по организации перевозки КТГ при наличии имеющихся ограничений дорожной инфраструктуры, что в свою очередь формирует пул управленческих решений, которые фиксируются в виде корпоративных стандартов для последующего обучения сотрудников. Это позволяет в целом повысить эффективности реализации ТЛП в компании.
Литература:
- ГОСТ Р 51005–96 Услуги транспортные. Перевозки грузов. Номенклатура показателей качества (с Изменением N 1) (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30595–97) [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200006075
- Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 432 с
- Троицкая Н. А. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов: учебное пособие / Н. А. Троицкая, М. В. Шилимов. — М.:КНОРУС, 2016. — 232 с.