Актуальность данной работы заключается в одной из главных задач российского образования на данный момент — раскрытие творческого потенциала и полного спектра возможностей учеников, а также воспитание сильной, готовой к конкурентной борьбе личности. В связи с этим в данной статье заложена гипотеза о том, что применение технологий критического мышления на школьных занятиях (в частности — уроках английского языка) является катализатором достижения вышеупомянутой задачи. Ключевым методом исследования в данной работе является анализ, в результате которого были выявлены наиболее эффективные технологии критического мышления. Представленные в статье материалы позволяют убедиться в пользе обращения к критическому мышлению и внедрить его в образовательную среду.
Ключевые слова: критическое мышление, технологии критического мышления, достижение цели, образовательная среда, обучающиеся.
Такой термин, как «критическое мышление» на сегодняшний день широко известен благодаря научным работам и трудам выдающихся психологов, среди них — Жан Пиаже, Джером Брунер и Лев Семёнович Выготский. Несмотря на это, российскими педагогами и практиками он стал использоваться относительно недавно, ведь споры о его наиболее точной дефиниции продолжаются до сих пор.
Под понятием «критическое мышление» (также его называют альтернативным, логическим мышлением) в большинстве случаев подразумевается «система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [2]. Рассматриваемый набор навыков в качестве опоры использует довольно высокий уровень интеллекта, который включает в себя реалистичность, справедливость, широту знаний и т. д. Другими компонентами критического мышления принято считать креативность, обширный спектр эмоций и моральные принципы. Креативность, творческие возможности обучающихся, как выше обозначенные компоненты, возможно развивать на разных уроках, в том числе по иностранному языку, как утверждают О. А. Малых и Г. А. Дугина [10, с. 67].
Разобравшись в объяснении данного термина, можно подчеркнуть ключевые качества, необходимые для использования критического мышления в полной мере:
- упорство;
- осознанность;
- готовность идти на компромисс;
- гибкость мышления;
- умение составлять планы [1].
Зачастую и у преподавателей, и у учеников возникают вопросы о том, в чём заключается польза применения критического мышления и к чему приведёт использование данной технологии. Ниже приведены результаты, замеченные у учеников после обращения учебной деятельности к данной технологии:
- повышение уровня ответственности за своё образование;
- появление стремления приобретать и делиться знаниями на протяжении всей жизни;
- повышение заинтересованности в учебных материалах;
- рост результативности;
- повышение концентрации.
Ниже приведены результаты, замеченные у педагогов после обращения деятельности к данной технологии:
- развитие навыка грамотного оценивания и рефлексии над собственной работой;
- создание атмосферы открытого сотрудничества в классе;
- использование наиболее эффективных технологий на занятиях.
Во время уроков английского языка основным вектором деятельности учителя является передача учащимся тех знаний, которые поспособствуют более сознательному освоению языка, успеху в достижении поставленных целей и положительному результату обучения, таким образом происходит традиционных общеобразовательных парадигм [8, с. 231]. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо не только владеть некоторой информацией и преподносить её обучающимся, но и пропускать её через критическое осмысление, а также мотивировать учеников рассматривать передаваемые сведения с разных точек зрения [3, с.73].
Использование технологий критического мышления на занятиях по английскому языку позволяет ученикам углубиться в область практики речи, вникнуть в материал более подробно, а также выполнить некоторые воспитательные задачи. Так, например, данные технологии видятся как действенный способ развивать способность к самоопределению, что «в настоящее время рассматриваться как наиважнейшая цель обучения иностранным языкам» [9, с. 9]. Обращаясь к данной технологии, педагогу необходимо понимать и чётко осознавать, что помимо приёмов критического мышления результат его работы напрямую зависит от грамотно отобранного учебного материала, правильно построенного плана урока и т. д.
Ниже представлена таблица с этапами урока, в процессе которого применяется технология критического мышления, а также их содержание и направленность:
Таблица 1
Этапы урока, их содержание и направленность
№ |
Название этапа |
Содержание этапа |
На что ориентирован этап |
1. |
Вызов |
Применение учениками знаний, полученных ранее. |
|
2. |
Осмысление |
Осознанная работа учеников над заданиями с текстом. Такие действия, как составление таблиц, пересказ и т. д., способствуют отслеживанию понимания [2]. |
|
3. |
Рефлексия |
Обучающиеся подводят итоги и делятся ими в коллективе, размышляют над проделанной работой [2]. |
|
Рассмотрим приёмы и методы, предлагаемые технологией критического мышления, после чего применим их к предлагаемым обстоятельствам — уроку английского языка.
Наиболее универсальным приёмом, который может успешно применяться на любом из этапов занятия, представленных в Таблице 1, является кластер — «стратегия преподавателя, которая представляет собой совокупность объектов или понятий, объединённых каким-либо единым общим признаком». Выглядит он следующим образом: в центре изображается главная тема занятия, от которой идут ответвления к второстепенным объектам и другим информационным единицам. Благодаря использованию данного приёма знания, получаемые обучающимися, распределяются равномерно и запоминаются гораздо легче [3, с. 73].
Как можно применить данный способ к урокам английского языка? Например, рассматривая тему “Pets” , кластер выглядел бы следующим образом: в центре вынесено окошко со словом “Pets” , от которого отходят окошки меньшего размера — “cat”, “dog”, “hamster” и т. д.
Синквейн — ещё одна отличная технология, «стихотворное произведение, которое состоит из пяти строк и композиционно должно соответствовать определенным правилам» [3]. Она так же предлагается критическим мышлением и демонстрирует особую эффективность на уроках иностранного языка. Многие преподаватели, успешно применяющие данный приём в своей педагогической практике, считают его довольно мощным средством для рефлексии. Синквейн является некой стихотворной формой, структура которой представлена ниже:
- одно существительное;
- два прилагательных;
- три глагола;
- словосочетание;
- «вывод», или слово-синоним [6, с. 90].
Несмотря на то, что синквейн рассматривается в качестве стихотворения, рифмовать строчки вовсе не обязательно. Один из вариантов использования синквейна на уроках английского языка для темы “Merry Christmas”:
- a tree;
- festive, happy;
- to congratulate, to celebrate, to present;
- christmas dinner;
- holiday.
Если говорить о приёмах критического мышления, которые рекомендованы к применению на каких-либо конкретных этапах урока, то невозможно не упомянуть об инсерте, особенно результативный на этапе осмысления. Инсерт — это технология развития технологического мышления, который реализуется в несколько этапов посредством работы с текстом: чтения, анализа новой информации и т. д.: как пишет Власова П. С., «Методический прием «Инсерт» в переводе с английского языка означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления» [4]. Ученикам необходимо составить таблицу, после чего они приступают к изучению предлагаемого педагогом текста и заполняют её (пример: Таблица 2) [4, с. 35].
Таблица 2
Пример использования инсерта
«v» |
«+» |
«-» |
«?» |
Knew this fact before |
New information |
Thought differently |
Have questions |
Далее результаты заполненных таблиц могут обсуждаться несколькими учениками, можно предложить им перечитать текст и внести какие-либо изменения после коллективных дискуссий. Новая информация отлично закрепляется, т. к. инсерт требует внимательного чтения и анализа прочитанного. Данный прием можно использовать не только на уроках английского языка, что в целом укладывается в постмодернистские тенденции в сфере образования России: ведущим является стремление преподавателя «указать ученику путь познания, сформировать междисциплинарное видение мира, а не наполнять его сознание конкретными знаниями и умениями» [, с. 103].
Отличным вариантом текста, к которому применим инсерт на уроках иностранного языка, являются английские сказки. Это объясняется тем, что сказки являются эффективным инструментом изучения иностранного языка на любом этапе обучения, который подходит большинству учеников независимо от их уровня знания предмета. Помимо выполнения образовательных задач, сказки помогают детям и взрослым бороться с тревожностью, образует приятную и дружелюбную атмосферу на занятиях и оказывает положительное влияние на эмоциональный фон [5, с. 72].
Таким образом, применение технологий развития критического мышления на уроках английского языка позволяют и обучающимся, и педагогам заметить рост учебных показателей у учеников. Предложенные в работе технологии и приёмы подходят для любых возрастов, а также способствуют расширению кругозора и словарного запаса, углублению в практику разговорной речи, улучшению эмоционального состояния учащихся и выполнению некоторых воспитательных задач. Соответственно, рассмотренные технологии рекомендуются к использованию не только на занятиях по английскому языку, но и на уроках других учебных предметов.
Литература:
- Ahrash N. Bissell, Paula P. Lemon. A New Method for Assessing Critical Thinking in the Classroom. BioScience, Volume 56, Issue 1, January 2006, Pages 66–72. URL: https://doi.org/10.1641/0006–3568(2006)056 [0066:ANMFAC]2.0.CO;2 (дата обращения: 27.09.2023).
- Антипова О. А. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка, 2014. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/12/29/ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya (дата обращения: 26.09.2023).
- Белимова К. М., Макарова О. С. Технология критического мышления на уроках английского языка // Основные направления развития научного потенциала в свете современных исследований: теория и практика: Материалы четырнадцатой международной заочной научно-практической конференции Часть 2. Ставрополь: СКФУ, 2020 г. — 107 с.
- Власова П. С. Методический прием «инсерт» в обучении чтению на иностранном языке // Материалы VI Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова. Изд-во: «Перо», Москва. — 2016. — с. 34–37.
- Галкина А. С. Сказка как инструмент развития навыков речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе // Язык текущего момента. — М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2023. — С. 72–73.
- Кулешова С. С. Использование технологий развития критического мышления на уроках английского языка // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: Материалы XI международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 5 ноября 2015 года) / Отв. ред. Л. И. Колесник. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. — 306 с.
- Малых, О. А. Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках китайского языка / О. А. Малых, Г. А. Дугина // Иностранные языки в школе. — 2020. — № 11. — С. 66–71.
- Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России / Т. Н. Бокова, В. Г. Малахова, Е. Г. Тарева [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2020. — 224 с.
- Тарева, Е. Г. Динамика ценностных смыслов лингводидактики / Е. Г. Тарева // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов. — Москва: Тезаурус, 2011. — С. 231–245.
- Тарева, Е. Г. Языковое образование: векторы трансформации / Е. Г. Тарева // Иностранные языки в школе. — 2022. — № 10. — С. 5–10.