Образование единого рынка интеграционным объединением является одной из важных целей ЕАЭС. Члены-участницы отличаются друг от друга уровнем экономического развития, территориальным масштабом, ресурсным потенциалом, особенностями на рынке труда, но всё же эти страны объединены в единый экономический союз для того, чтобы увеличить конкурентоспособность национальных экономик каждой из стран, улучшить качество и уровень жизни населения, при помощи совместных усилий иметь возможность конкурировать в глобальном пространстве на товарных рынках.
Одним из показателей уровня развитости интеграции является сформированный единый рынок товаров, услуг, капитала, труда. В Договоре о ЕАЭС предусматривается завершение формирования системы основных рынков ЕАЭС к 2025 г., следовательно, это значительно положительно влияет на рост объёмов отраслей экономик стран ЕАЭС [1]. Как следствие, создание и масштабирование общего рынка является приоритетным направлением развития эффективности экономик стран-членов ЕАЭС до 2025 года [2].
После вступления в действие первого января 2015 года Договора о ЕАЭС, создание общего рынка товаров и услуг, труда воплощает собой новую модель хозяйственного развития, цель которой состыковывается с классической моделью развития интеграционных объединений, например, с моделью Европейского союза (ЕС), опыт которого в реализации данной цели намного больше по сравнению с опытом ЕАЭС. Обращаясь к опыту ЕС, можно говорить, что единый рынок позволяет устранять многие барьеры между странами-участницами, которые возникают на пути достижения и реализации поставленных целей. К ним можно отнести, например, торговые и административные барьеры, ограничения, сдерживающие взаимный доступ товаров, работ, услуг, возникновение которых напрямую связано с ненадлежащим правовым регулированием соответствующих правовых отношений, предусмотренных правом ЕАЭС.
Координация и совместная деятельность стран-участниц ЕАЭС развивается в рамках финансового сектора, энергетики, транспорта и логистики, агропромышленного комплекса и промышленности, торговли. К 2025 году планируется расширение нормативно-правовой базы ЕАЭС. Ведётся работа над разработкой и реализацией формирования общий рынков в разных направлениях взаимодействия стран-участниц ЕАЭС, включая науку, образование, цифровизацию.
Для достижения поставленных задач в рамках общего рынка, за последние шесть лет, сделаны необходимые шаги. Согласно данным ЕЭК, 44 сектора экономики работают в формате единого рынка. В январе 2018 года введен в действие новый Таможенный кодекс, который предусматривает наиболее благоприятные условия для формирования единого рынка товаров, работ, услуг на территории ЕАЭС.
Существуют причины неэффективности формирования общего рынка товаров, работ, услуг. К объективным причинам исследователи относят разный уровень интеграционных процессов и наличие страны лидера — России, диктующей основные направления в силу экономических преимуществ [3], на которую приходится 85 процентов ВВП ЕАЭС [4]. Также причиной является высокая зависимость остальных стран-участниц от РФ, поскольку присутствуют налаженные годами хозяйственные связи, но которые, при этом оказывают положительный эффект для развития интеграции в целом. Негативный же эффект проявляется в быстро растущих кризисных явлениях России, которые влияют на другие страны. Данный эффект создаёт объективные трудности при выработке общей экономической политики ЕАЭС, однако, как подчеркивает О. В. Буторина, «не отменяет ее существования в гибких формах» [5]. На данном этапе развития интеграции значительной проблемой является преобладание внешних экономических связей над внутренними, то есть стремление выстраивать взаимовыгодные партнёрские отношения с третьими странами, нежели разбираться в проблемах и нерешённых вопросах внутри ЕАЭС. Минимальная секторальная составляющая евразийской интеграции, недостаток е стабильных и крепких связей между хозяйствующими субъектами стран-членов ЕАЭС, санкции и ограничения сначала, связанные с пандемией COVID-19, а в последующем со сложной геополитической ситуацией, сложившейся в мире.
Много преград стоят на формировании единого рынка товаров, труда, услуг, а также препятствуют свободному их перемещению внутри интеграционного объединения. На просторах интеграции сохраняются внутренние барьеры, изъятия и ограничения, которые отрицательно сказываются на развитии общего рынка. Сохраняющие своё действия нетарифные меры, среди которых, санитарные барьеры, квоты, запреты на экспортный и импортный ввоз и вывоз, количественные ограничения, эмбарго препятствуют свободному передвижению товаров, услуг, капитала с одной стороны, а с ругой, помогают всё-таки защитить рынок от контрабандной продукции, сохранить цены на доступной уровне, защитить собственных производителей от импортных конкурентов. Говоря об изъятиях, речь идёт об отступлениях, предусмотренных правом ЕАЭС о неприменении государством-членом общих правил относительно функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Ограничениями являются препятствия, которые вызваны «отсутствием правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом ЕАЭС» [6].
Рассмотрим более детально состояние общих секторальных рынков интеграционного объединения и определим возможные перспективы развития, основанные на фактах, показывающих движение стран-участниц ЕАЭС к созданию единого рынка товаров, услуг и трудовых ресурсов.
Общий рынок услуг и капитала относится к быстроразвивающимся, в частности, рынок услуг развивается очень быстро и имеет весомую долю в секторе экономике. Выделяют 50 секторов услуг, которые прогрессивно развиваются в формате единого рынка ЕАЭС. До 2025 года планируется обеспечить полную свободу движению капитала.
Премьер-министр РФ М. Мишустин на Евразийском межправительственном совете обратил внимание на план мероприятий по общим подходам к определению профессиональной квалификации поставщиков услуг в сфере строительства в странах-членах ЕАЭС. Констатация данных подходов будет закреплена в договоре о взаимном признании такой квалификации. В пределах интеграционного объединения в рамках свободного передвижения туровых ресурсов данный вопрос по трудовой миграции в сфере строительства имеет большое значение. На сегодняшний день в ЕАЭС наблюдается проблема трудовых ресурсов в связи с СВО и послепандемийными годами, и, например, по словам вице-премьера РФ М. Хуснуллина, в России не смогли попасть порядка полтора миллиона трудовых мигрантов, что негативно сказывается на строительных услугах.
Общий фармацевтический рынок находится на начальном этапе. Формирование рынка приходится на 2017 год, когда были согласованы и признаны единые требования к медикаментам, экспертиза и маркировка. Лекарства регистрируются по правилам, предусмотренным в ЕАЭС, и могут свободно перемещаться внутри интеграции. Результаты принятия данных мер положительны. Около 180 млн. человек, проживающих на территории интеграции, являются потребителями лекарственных препаратов, следовательно, рынок фармацевтики обширен и позволяет людям получать нужные препараты намного быстрее. Если обратить внимание на объёмы торговли лекарственными средствами, то он варьируется в рамках полумиллиарда долларов.
В рамках единого рынка ювелирных изделий страны-участницы ЕАЭС ратифицировали соглашение по осуществлению проводимых работ с ювелирными изделиями, что позволяет странам-участницам и специалистам признавать пробирные клейма друг друга. Это доказывает, что участники ЕАЭС стремятся укреплять позиции на евразийском рынке разных сферах. Формирование общего рынка ювелирных изделий сподвигает страны к расширению ассортимента изделий, входящих в список, и развитию конкурентоспособности внутри рынка ЕАЭС, что в перспективе должно привести к снижению цен на украшения. В Договоре о создании ЕАЭС прописано формирование общего финансового рынка, к 2025 году запланировано создание специального наднационального органа в Алматы, который должен будет заниматься контролем финансового рынка.
Финансовый сектор для ЕАЭС является основным и в рамках него проводятся работы над гармонизацией законов. Сфера затрагивает и биржевой рынок, который входит в зону интересов стран-участниц. В сентябре 2018 года было подписано Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка [7]. Основной задачей документа о едином финансовом рынке является взаимное признание лицензий на деятельность на всех финансовых рынках ЕАЭС и недискриминационный взаимный доступ на данные рынки.
Принятие «Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» состоялось в декабре 2018 года, в данной Декларации финансовый рынок приравнивается к инструменту эффективного увеличения рынка ЕАЭС.
Концепция формирования общего финансового рынка была принята и подписана участниками в 2019 году, что напрямую подтверждает намерения представителей ЕАЭС создать данный рынок, а в дальнейшем и наднациональный орган. Ссылаясь на мнение В. Додонова в данной сфере, можно сделать вывод, что в функции финансового наднационального органа не будет включён надзор за финансовым рынком каждой страны отдельно. Основной задачей структуры будет законодательный аспект общего финансового рынка, создание, инициирование и принятие нормативно-правовой базы чтобы страны-частницы двигались в едином рынке, согласно установленным правилам. Также в его функционал будет входить взаимодействие с международными организациями, регуляторными структурами и представление ЕАЭС в финансовой сфере.
Начиная с 2019 года, ведётся работа по созданию общего биржевого пространства, о ценности Проекта «соглашения о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах в государствах-членах ЕАЭС» ЕЭК говорят каждый год. Последние упоминания о проекте приходятся на 2020 год, суть которого заключается в том, что эмитенты смогут иметь свободный доступ на инвестиционный рынок через любую биржу стран-участниц ЕАЭС, что вследствие послужит снижением фондирования для эмитентов. Сам же брокер не берёт на себя никакие дополнительные издержки.
Также обсуждаются идеи, касаемые создания Соглашения о взаимном допуске брокеров и дилеров на биржи стран-членов ЕАЭС без дискриминационных условий и ограничений. Банк России внёс предложение о том, чтобы приравнять лизинг к финансовой услуге в самом Договоре.
Различия в законодательной базе, уровне финансового сектора стран-участниц ЕАЭС, обязательства банковских систем, уровень и масштаб страхования усложняют полный переход к общему финансовому рынку. Особую сложность представляет введение единой валюты. В рамках интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС особый интерес представляет для дальнейшего развития интеграции общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов, основной задачей которого состоит в обеспечении энергетической безопасности стран, повышение конкурентоспособности.
В принятых Программах формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов от 2018 года присутствуют три этапа. Работа по подготовке Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС ведется с 2016 года. Первый этап (до 2020 года) предусматривает гармонизацию нормативной базы, унификацию норм и стандартов на газ, назначить ответственных за порядком выполнения биржевых торгов газом. На втором этапе (до 2021 года) следует обеспечить возможности для полноценной работы товарных бирж, доступность участников к торгам и к газотранспортным системам, подготовить и согласовать проект регионального договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Третий этап (до 2025 года) договор о формировании общего рынка газа ЕАЭС должен быть приведён в действие, данный документ обеспечит осуществление свободных поставок газа, приобретённых посредством торгов либо прямых договоров, установлены рыночные цены на газ.
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов также на три этапа и содержит аналогичные газу этапы развития. Единственное сроки различаются, первый этап должен был завершится в 2021, второй — в 2024, а третий — в 2025 году.
По факту на 2023 год в силу внешних событий и занятостью другими вопросами, создание общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов было отложено и сейчас ЕАЭС находится только на первом этапе. В июле 2023 года ЕЭК выступила с докладом, в котором акцентировалось внимание на том, что ведётся подготовка по комплексу документов и находятся в высокой степени готовности по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Открытыми остаются вопросы, которые касаются ценообразования и величины тарифа на транспортировку газа. Рынок энергетических ресурсов должен быть урегулирован и подписаны все документы до 2024 года.
Интеграционное взаимодействие в образовательной сфере также имеет свои особенности. В рамках СНГ была заложена нормативно-правовая база, по этой причине развитие образования в ЕАЭС является более возможным и скоординированным. Признание дипломов, званий, степеней странами постсоветского пространства является давно нормой. Вузовские программы, разрабатываемые и применяемые странами-участницами, стимулируют развитие общего рынка образования. Межвузовское сотрудничество, обмен опытом и технологиями, возможность студентов участвовать в конференциях, взаимный обмен студентами, деятельность Евразийской ассоциации университетов [8], единые базы интеллектуальной деятельности и электронные библиотеки оказывают положительное влияние на я формирование единого образовательного пространства.
Пандемия показала сложности при построении единых рынков, так как границы были закрыты и свободное передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов стало под вопросом. Для безопасного передвижения трудовых ресурсов обратились к приложению «Работа без границ», которое помогает найти работодателя на пространстве ЕАЭС. Это способствует безграничному и свободному формированию рынка труда.
Общий рынок труда представляет хорошие возможностей для граждан ЕАЭС. Так, отменены ограничения по допуску на рынок труда, в течение тридцати суток есть возможность обходится без обязательной регистрации, действительны и признаются документы об образовании. Согласно экспертной оценке Внешэкономбанка общий рынок труда реализован от заданного Договором о ЕАЭС уровня более чем на 70 %, в то время, как рынок товаров — на 65 %, услуг — 45 %, капитала — около 40 %.
Таким образом, общие рынки ЕАЭС служат инструментом повышения инвестиционной деятельности, расту конкурентоспособности стран, способствуют развитию национальных экономик, свободному перемещению трудовых ресурсов, капитала, услуг, укреплению продовольственной и энергетической безопасности на пространстве ЕАЭС.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021). — https://etalonline.by/document/?regnum=f01400176&q_id=3921804
- Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: утв. распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 9. — https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01420213/ms_10122018
- Винокуров Е. Ю. Две евразийские интеграции / Е. Ю. Винокуров, А. М. Либман // Вопросы экономики. — М., 2018. — № 2. — С. 47.
- Изотов В. С. Перспектива формирования единого финансового рынка ЕАЭС с точки зрения российских интересов: возможности и ограничения / В. С. Изотов, Т. А. Мешкова, А. С. Теплов // Вестник международных организаций. — М., 2020. — Т. 15, № 3. — С. 131.
- Буторина О. В. Особенности евразийской модели экономической интеграции // Современная Европа. — М., 2016. — № 2. — С. 30–32.
- Морозов В. Свобода перемещения товаров в ЕАЭС к 2025 году. — https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/svoboda-peremeshcheniya-tovarov-v-eaes-k-2025-godu
- Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 06 ноября 2018 г. — https://docs.cntd.ru/document/564332914
- Устав Евразийской ассоциации университетов. — http://www.eau-msu.ru/about