Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108759/ (дата обращения: 16.11.2024).



В. А. Сухомлинский утверждает, что дети — это любознательные исследователи, которые через игру познают мир и открывают для себя новое. Так, что же такое дидактические игры? «Дидактическая игра — это специально созданная ситуация, имитирующая реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Главное цель этого метода — стимулировать процесс» [4, с. 36]. Учащиеся приобретают свежий взгляд, мотивируются к изучению новых концепций, выполняют разнообразные задания и испытывают разнообразные эмоции во время игры. «Дидактические игры и упражнения имеют широкие возможности для их использования на разных этапах урока (открытие темы урока, постановка целей урока, основной этап урока, подведение итогов и т. д.) и видах деятельности на уроке (понятия, самостоятельное изучение темы, групповая работа, коллективное творчество и т. д.). Это может быть целый урок-путешествие, урок-экскурсия, КВН для приобретения новых знаний, или часть от общего урока, например, викторина» [5, с. 480].

Методический арсенал включающий, дидактические игры и упражнения, необходим каждому учителю и специалисту, обучающего младших школьников с задержкой психического развития. Они делают уроки насыщенными, интересными, увлекательными и помогают вовлечь в процесс обучения, но и весь класс, а не только обучающихся с ЗПР, Это имеет решающее значение в 1–4 классах, где изучаются новые и важные темы. Начальная школа — это особый период в развитии ребёнка: между 7 и 10 годами начинается переход от мышления, основанного на манипулировании конкретными представлениями, к теоретическому мышлению, а память становится логической. Дети начинают работать над понятиями, учатся их сравнивать и переходить от одной мысли к другой, а их внимание стабилизируется.

В этом возрасте увеличивается учебная нагрузка, необходимо выполнять домашние задания, где большую роль начинает играть самостоятельная подготовка: основной функцией детей с задержкой психического развития является мышление. В этом направлении происходит сдвиг от конкретного к словесно-логическому. Главная задача в этом возрасте — формирование способности к обучению. Перечислим основные способности, составляющие учебную деятельность. К ним относятся умение выделять и удерживать учебные задачи, способность самостоятельно открывать и осваивать общие примеры решения задач, умение использовать законы логического мышления.

Для учителей и специалистов использование дидактических игр и упражнений на уроках и занятиях важно для повышения интереса и мотивации учащихся с задержкой психического развития и преодоления трудностей в адаптации к обучению. Дидактические игры и упражнения превращают скучный учебный материал в путешествие, и активируют такие психические процессы, такие как память и мышление. Даже если дидактические игры и упражнения кажутся очень сложными и неинтересным, заинтересованный и мотивированный ребёнок может легко выучить правила и почувствовать себя успешным после урока или занятия.

Существуют различные категории дидактических игр и упражнений. Они могут быть познавательными, обучающими, тренировочными, творческими или ролевыми. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. «При использовании дидактической игры, важно объяснить ее правила в самом начале урока, ввести штрафные санкции, проследить, чтобы все участники игры усвоили правила и условия игры. Правила игры способны наладить отношения в детском коллективе, выставить требования при работе во взаимодействии, работе в малых группах, наладить дисциплину» [3].

Правила игры могут помочь учителям и специалистам организовать работу в соответствии с целями образовательной деятельности. В конце игры необходимо подвести итоги и отметить достижения каждого ученика. Чтобы мотивировать детей и не отбить у них желание работать на уроке или в классе, необходимо отмечать небольшие успехи учащихся с задержкой психического развития, для этого можно дополнительно стимулировать детей.

Дидактические игры и упражнения — это сложные, многогранные явления, благодаря которым развиваются и активизируются все познавательные процессы, такие как память и мышление, развивается мотивация и эмоциональная сфера, усваиваются учебные знания, формируются навыки и умения. Игры делают уроки и занятия увлекательными и интересными, создают рабочий настрой и мотивируют учеников. Таким образом, умелое их использование в учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития облегчает их обучение, вносит новизну в учебный процесс, способствует ускоренному познанию материала на уроках и занятиях.

Литература:

  1. Жолдошова Б. А. Проявление креативности младших школьников. [электронный ресурс]. URL: https://na-journal.ru/1–2019-gumanitarnyenauki/1511-proyavlenie-kreativnosti-mladshih-shkolnikov.
  2. Махлах Е. С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Надеждиной. — М., 2016. [электронный ресурс]. URL: http://www.persev.ru/book/es-mahlah-psihologicheskie-osobennosti- syuzhetnoyigry-v-shkolnom-vozraste.
  3. Новиков М. А. Дидактические игры на уроках русского языка / М. А. Новиков. — СПб: Питер, 2017. — 95 с.
  4. Ховалкина А. А. Грамматика в курсе русского языка в высшем специальном учебном заведении // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология и социальные коммуникации». — Т. 24 (63). — № 2. — Симферополь, 2017. — Часть 3. — С.480- 486.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, игра, урок, дидактическая игра, задержка, правило игры, упражнение.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Задать вопрос