Почему налоговые ставки и налоговое администрирование имеют такое значение?
Для содействия экономическому росту и развитию правительствам необходимы устойчивые источники финансирования социальных программ и государственных инвестиций. Программы, обеспечивающие здравоохранение, образование, инфраструктуру и другие услуги, важны для достижения общей цели — процветающего, функционального и упорядоченного общества. И они требуют, чтобы правительства увеличили доходы. Налогообложение платит не только за общественные товары и услуги; это также ключевой ингредиент социального контракта между гражданами и экономикой. То, как собираются и расходуются налоги, может определять саму легитимность правительства. Привлечение правительств к ответственности способствует эффективному управлению налоговыми поступлениями и, в более широком смысле, хорошему управлению государственными финансами.
Всем правительствам нужны доходы, но задача состоит в том, чтобы тщательно выбирать не только уровень налоговых ставок, но и налоговую базу. Правительствам также необходимо разработать систему соблюдения налогового законодательства, которая не будет препятствовать участию налогоплательщиков. Данные недавнего опроса компаний в 147 странах показывают, что компании считают налоговые ставки одними из пяти основных ограничений для своей деятельности, а налоговое администрирование — одним из 11. воспринимать как налоговые ставки, так и налоговое администрирование как меньшее препятствие для бизнеса.
Почему налоговые ставки имеют значение?
Сумма налоговых затрат для предприятий имеет значение для инвестиций и роста. Там, где налоги высоки, предприятия более склонны отказываться от формального сектора. Исследование показывает, что более высокие налоговые ставки связаны с меньшим количеством официальных предприятий и меньшими частными инвестициями. Увеличение эффективной ставки налога на прибыль организаций на 10 процентных пунктов связано со снижением отношения инвестиций к ВВП до 2 процентных пунктов и снижением доли входа в бизнес примерно на 1 процентный пункт. 3 Повышение налога, эквивалентное 1 % ВВП, снижает объем производства в течение следующих трех лет почти на 3 %. 4 Исследования, посвященные решениям транснациональных компаний о том, куда инвестировать, показывают, что увеличение на 1 процентный пункт установленной законом ставки корпоративного подоходного налога снизит местные прибыли от существующих инвестиций в среднем на 1,3 %. 5 Увеличение эффективной ставки корпоративного подоходного налога на 1 процентный пункт снижает вероятность создания дочерней компании в стране на 2,9 %.
Налоги на прибыль составляют лишь часть общей суммы налогов на бизнес (в среднем около 39 %). В Боливарианской Республике Венесуэла, например, номинальный корпоративный подоходный налог основан на прогрессивной шкале в размере 15–34 % от чистой прибыли, но общий счет по налогу на бизнес — даже с учетом вычетов и освобождений — составляет 73,31 % от коммерческого налога. прибыль за счет ряда других налогов (налог на прибыль, четыре налога на труд и взносы, налог с оборота, налог на имущество и налог на науку, технику и инновации).
Сохранение налоговых ставок на разумном уровне может способствовать развитию частного сектора и формализации бизнеса. Умеренные налоговые ставки особенно важны для малых и средних предприятий, которые способствуют экономическому росту и занятости, но не увеличивают значительно налоговые поступления. 7 Типичное распределение налоговых поступлений по размеру компаний в странах Африки к югу от Сахары, на Ближнем Востоке и в Северной Африке показывает, что микро-, малые и средние предприятия составляют более 90 % налогоплательщиков, но вносят лишь 25–35 % налоговых поступлений. доход. 8 Установление высоких налоговых издержек для предприятий такого размера, возможно, не увеличит налоговые поступления в бюджет, но может привести к тому, что предприятия перейдут в неформальный сектор или, что еще хуже, прекратят свою деятельность.
В Бразилии правительство создало Simples Nacional — налоговый режим, призванный упростить сбор налогов для микро- и малых предприятий. Программа снизила общие налоговые затраты на 8 % и способствовала увеличению на 11,6 % уровня лицензирования бизнеса, увеличению регистрации микропредприятий на 6,3 % и увеличению числа фирм, зарегистрированных в налоговых органах, на 7,2 %. Сборы доходов выросли на 7,4 % процента в результате увеличения налоговых платежей и отчислений на социальное страхование. Simples Nacional также приписывают увеличение доходов, прибыли, оплачиваемой занятости и основного капитала фирм формального сектора. 9
Предприятия заботятся о том, что они получают в виде налогов. Качественная инфраструктура имеет решающее значение для нормального функционирования экономики, поскольку она играет центральную роль в определении места экономической деятельности и типов секторов, которые могут развиваться. Здоровая рабочая сила жизненно важна для конкурентоспособности и производительности экономики — инвестиции в предоставление медицинских услуг необходимы как по экономическим, так и по моральным причинам. Базовое образование повышает эффективность каждого работника, а качественное высшее образование и профессиональная подготовка позволяют экономике продвигаться вверх по цепочке создания стоимости за пределы простых производственных процессов и продуктов.
Эффективность, с которой налоговые поступления конвертируются в общественные блага и услуги, различается по всему миру. Последние данные Показателей мирового развития и Индекса человеческого развития показывают, что такие экономики, как Ирландия и Малайзия, которые имеют относительно низкие общие налоговые ставки, эффективно генерируют налоговые поступления и конвертируют полученные доходы в высококачественные общественные блага и услуги (рисунок 2).. Данные показывают обратное для Анголы и Афганистана. Экономическое развитие часто увеличивает потребность в новых налоговых поступлениях для финансирования растущих государственных расходов. В то же время требуется, чтобы экономика была в состоянии удовлетворить эти потребности. Однако более важным, чем уровень налогообложения, является то, как используются доходы. В развивающихся странах высокие налоговые ставки и слабое налоговое администрирование — не единственные причины низкого уровня собираемости налогов. Размер неформального сектора также имеет значение; налоговая база намного уже, поскольку большинство работников неформального сектора получают очень низкую заработную плату.
Литература:
- https://gflolaw.com/
- https://worldtaxes.ru/
- https://visasam.ru/
- https://www.astons.com/