В статье даётся определение административно-правовых средств и перечисляются основные административно-правовые средства защиты окружающей среды и природы, с помощью которых Российская Федерация вместе со своими субъектами охраняет природу и окружающую среду.
Ключевые слова: административно-правовые средства; Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Кодекс об административных правонарушениях РФ
The article defines administrative and legal means and lists the main administrative and legal means of protecting the environment and nature, with the help of which the Russian Federation, together with its constituent entities, protects nature and the environment.
Keywords: administrative and legal means; Federal Law «On Environmental Protection»; Code of Administrative Offences of the Russian Federation
Вопрос об актуальности защиты окружающей среды от загрязнения в современном мире весьма актуален из-за расширения добычи невозобновляемых полезных ископаемых, увеличением количества заводов, отравляющих атмосферу, вследствие чего на всей планете меняется климат. Именно из-за этого и некоторых других причин вопрос о защите окружающей среды одна из самых приоритетных задач, подставленных перед учёными Российской Федерации.
В современном мире остро поставлен вопрос о защите окружающей среды и редких видов животных. И в современном мире также увеличивается количество административно-правовых средств защиты окружающей среды и природы из-за обострения данной сферы регулирования. Административно-правовые средства — это совокупность административно-правовых норм, административных прав и обязанностей, и нормативно-правовых актов, с помощью которых обеспечивается воздействие на административные правоотношения, то есть то, чем они обеспечивают их эффективность. Как уже сообщалось, создаются различные книги, в которых перечисляются вымирающие или вымершие виды животных. Если говорить о самой защите природы, то вопрос её защиты имеет такую важность из-за роста числа фабрик, загрязнения окружающей среды людьми и т. д. То есть защита окружающей среды имеет важность из-за постоянно ухудшающегося состояния окружающей среды, которое проявляется в смене климата, загрязнении Атмосферы и сокращается площадь леса. Также стоит и упомянуть мусор, которого становится всё больше с количеством людей, населяющих Землю. Засорение им прежде всего помимо того, что неприятно глазу, влияет на окружающую среду, в современной истории было большое количество случаев поедания животными мусора, что приводило бы их к смерти без хирургического вмешательства со стороны человека. Современными учёными также поднимается вопрос о захламлении территории мусором, ведь некоторые человеческие изделия разлагаются очень долгое время: полиэтиленовые пакеты — от 100 до 200 лет; пластиковые изделия — от 400 до 700 лет; стеклянные бутылки разлагаются до миллиона лет. Исходя из этого, различные страны и их объединения начали создавать своё экологическое законодательство, создание которого не обошло мимо и Российскую Федерацию. Статья 58 Конституции Российской Федерации обязывает граждан Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и бережно к ним относиться [1].
Также в Российской Федерации принят федеральный закон, регулирующий охрану окружающей среды, он именуется Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Он закрепляет права и обязанности граждан Российской Федерации в природоохранной области.
Данный закон даёт права [2]:
1) Обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлениями по защите окружающей среды;
2) Принимать участие в разрешённых государством митингах и демонстрациях по защите окружающей среды;
3) Создавать общественные движения, организации и иные формы общественных объединений, направленные на осуществление деятельность в сфере охраны окружающей среды
4) Иные права граждан Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Также данный закон устанавливает полномочия государственных органов в сфере защиты природы и окружающей среды [2]:
1) Право на организацию и использование фонда данных;
2) Организация и осуществление государственной экологической экспертизы;
3) Взаимодействие с субъектами Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природы;
4) Снабжение населения правдивой информацией о состоянии окружающей среды и природы;
5) Иные полномочия государственных органов в сфере охраны окружающей среды
Этот Федеральный закон устанавливает порядок осуществляемого управления в природоохранной среде федеральными органами исполнительной власти, помимо этого он отдаёт право регулирования порядка Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О Правительстве Российской Федерации». И в этом же документе устанавливаются нормативы окружающей среды, с помощью измерения которых возможно привлечение физических и юридических лиц к ответственности за вред окружающей среде и природе.
Нарушения в сфере охраны природы и окружающей среды наказываются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Этой сфере посвящено 54 статьи и наказание за эти правонарушения разнится от его субъекта. За нарушение статьи 8.3 «Нарушение правил обращения с пестицидами и химикатами» для субъектов установлена возможность наложения административного штрафа, при этом самое малое значение установлено для граждан, а самое большое — для юридических лиц [3]. Субъектами в статьях этой главы также выделяются должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Если говорить об административном штрафе, как санкции данной статьи — он чуть выше установленного гражданам. Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, помимо штрафа может быть применена санкция, которую могут применять к юридическим лицам, а именно — административное приостановление деятельности на девяносто суток [3].
В научном сообществе существует мнение о необходимости усиления наказания именно за экологические административные правонарушения, и связанная с этим отмена гуманизации наказания для правонарушителей [4]. Это улучшит воздействие административного наказания на правонарушителей, однако это противоречит общим правилам назначения административного наказания. В научном сообществе также ходит мнение о том, что нужно улучшить организацию работы органов государственной власти и органов прокурорского надзора в области контроля за экологией — это поможет повысить эффективность данных органов по контролю в сфере защиты окружающей среды [4].
Ещё одним средством административно-правовой защиты природы и окружающей среды можно назвать передачу возможности осуществления полномочий в сфере защиты природы и окружающей среды.
Отдельно можно выделить средством этой же защиты отдельные полномочия, которыми наделяют исполнительные органы субъектов Российской Федерации:
1) Участие в определении направлений охраны природы и окружающей среды
2) Предъявление исков о возмещении вреда, причинённого природе и окружающей среде
3) Ведение Красной книги субъекта РФ
4) Иные полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации
Подводя итог, можно сказать, что административно-правовые средства — это совокупность административно-правовых норм, административных прав и обязанностей, и нормативно-правовых актов, с помощью которых обеспечивается воздействие на административные правоотношения, то есть то, чем они обеспечивают их эффективность. Основные административно-правовые средства защиты окружающей среды и природы указаны в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и ими являются: наделение полномочиями в указанной сфере исполнительных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; различие в тяжести административной санкции для субъектов и широкое разнообразие субъектов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.): [одобрены поправки Советом Федерации 11 марта 2020 г.]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.12.2023).
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023): [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года]: [одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/?ysclid=lprw1hkxk0880534322 (дата обращения 05.12.2023)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023): [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года]: [одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 05.12.2023)
- Мокрецов Ю. В. Административно-правовые и организационные аспекты совершенствования охраны окружающей среды // Закон и право. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-i-organizatsionnye-aspekty-sovershenstvovaniya-ohrany-okruzhayuschey-sredy (дата обращения: 05.12.2023).