В данной статье анализируются проблемы российского законодательства в сфере трудовой занятости населения, а также анализируются и сравниваются статистические показатели занятости и безработицы населения, позволяющие представить более объективную оценку деятельности органов службы занятости.
Ключевые слова: занятость, безработица, органы службы занятости, трудовые отношения, статус.
В настоящее время в Российской Федерации занятость населения является наиболее важным государственным вопросом, поскольку именно от данного показателя зависит экономическая, социальная и политическая стабильность всего общества.
По данным Федеральной службы государственной статистики занятость населения страны в период с июля по сентябрь 2023 года составила 66,7 % от всего населения, а именно 79975,9 тысяч человек. Данный показатель превышает занятость населения, по сравнению с 2022 годом, на 1,2 % [1]. Из данных показателей следует отметить, что государство проводит грамотную и эффективную политику по повышению уровня занятости населения. Александр Шендерюк-Жидков отмечает, что данные показатели обуславливаются ростом обрабатывающего сектора в российской экономике [2].
Однако, в настоящее время большинство граждан состоит в фактических трудовых отношениях и осуществляют те или иные виды деятельности, но юридически не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях и имеют статус безработных. Данный факт является законодательным упущением. С. Х. Джиоев отмечает, что несмотря на повышение количества самозанятых граждан, которое позволило несколько стабилизировать данную ситуацию, количество же субъектов малого бизнеса снизилось [3, С. 160].
Деятельность же государственных органов по занятости населения следует оценивать как неудовлетворительную и неэффективную, поскольку данные органы не выполняют поставленные перед ними задачи по увеличению показателя «уровень трудоустройства граждан, обратившихся в центры занятости» [4].
Поэтому в настоящее время для государства встает важный вопрос о законодательном регулировании неофициального трудового сектора. Несмотря на рост занятости населения и минимизации сектора неофициальной трудовой занятости, доля работников без официального трудоустройства по стране составляет 18,6 % от всей рабочей силы [5], что является упущением государства по регулированию данного сектора.
Решение данного вопроса позволит государству увеличить налоговые сборы, а также минимизировать нарушение трудового законодательства, что улучшит социально-экономическое положение в стране, а также приведет как к общему росту ВВП страны, так и росту ВВП на душу населения.
Также стоит отметить тот факт, что в настоящее время наиболее эффективными в трудоустройстве граждан являются частные агентства. Преимуществами данных организаций заключается в том, что они предоставляют грамотные таргетированные резюме, проводят платные карьерные консультирования для соискателей работы, а также для лиц, которые хотят повысить свою квалификацию в той или иной сфере деятельности. Данному содействию в трудоустройстве позволяет частным агентствам отличаться высокой эффективностью, а также и прибыльной составляющей, поскольку в настоящее время на данном рынке устанавливаются достаточно высокие тарифы. К примеру, стоимость составления «идеального резюме и сопроводительного письма» в таком частном агентстве в городе Москве ProfiStaff может достигать до 24 000 рублей [6]. Данные показатели являются достаточно высокими при условии реализации более 2 миллионов заявок. В сравнении с государственными учреждениями по трудоустройству, частные агентства по поиску рабочих мест являются на сегодняшний день наиболее эффективными и более строгими в подборе кадров.
Несмотря на то, что развитие рынка труда в настоящее время затруднено по разным причинам, государству следует оптимизировать механизм работы государственных органов по занятости населения. Эффективность данных органов должна складываться с учетом современных тенденций, потребностей населения страны, а также эффективной работы органов прокуратуры, осуществляющих надзор в сфере трудовых правоотношений. Также, для увеличения эффективности рынка труда требуется создание конкурентноспособной, мобильной базы человеческого труда, что позволит уменьшить риски воздействия внешних факторов на данную сферу экономики.
Таким образом, следует отметить, что, несмотря на рост занятости населения по данным на 2023 год, законодательство Российской Федерации, а именно Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской федерации», требует комплексного регламентирования основных вопросов, связанных с функционированием государственных служб занятости населения, а также закрепления основных процедурных положений, отмечающих современные стандарты деятельности органов службы занятости.
Литература:
- Занятость и безработица. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 29.11.2023).
- В России зафиксировали рекордные показатели занятости. — Текст: электронный // РИА НОВОСТИ: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20231129/zanyatost-1912673009.html (дата обращения: 29.11.2023).
- Джиоев С. Х. Проблемы развития законодательства о трудовой занятости // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 6 (106). С. 158–167.
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 6. Ст. 966.
- Неформальная занятость достигла минимума за 11 лет. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/03/28/968358-neformalnaya-zanyatost-dostigla-minimuma-za-11-let (дата обращения: 29.11.2023).
- Прейскурант. — Текст: электронный // ПрофиСтафф: [сайт]. — URL: https://www.profistaff.ru/ (дата обращения: 06.12.2023).