Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Токмакова, Н. Н. Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте / Н. Н. Токмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 667-671. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108801/ (дата обращения: 23.12.2024).



В современном мире происходит интенсивная перестройка многих областей существования общества, на передний план выходит тема социальных конфликтов. Возрастание интереса к данной теме обуславливается обширным распространением конфликтов в общественной жизни, что сопровождается ростом стрессового воздействия на молодых людей. Конфликты являются существенным условием социального развития, они неизбежны в любом обществе.

Студенческий возраст — это период повышенного стрессового воздействия, обусловленного сложностями социально-психологической адаптации, неопределенностью жизненных планов, наличием возрастных кризисов, кризисов идентичности. Молодые люди находятся в состоянии конфликта и с окружающим миром и с самими собой.

Межличностные конфликты являются одним из наиболее важных источников страданий в повседневной жизни. Зачастую конфликт воспринимается как крайне негативное явление. Однако межличностные конфликты не обязательно приводят к негативным последствиям. Согласно ряду теорий, конфликты ведут к развитию личности (В. С. Мерлин, Э. Эриксон). Приведут ли конфликты к отрицательным или положительным последствиям, зависит от того, как разрешаются конфликты [7].

Соответственно, перед современной наукой стоит важная задача по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Для выполнения данной задачи требуются исследования стратегий действия в конфликте, причинах выбора определенной стратегии поведения и связано ли это с личностными характеристиками, что поможет прогнозировать поведение в конфликте студентов, формировать более конструктивные формы межличностного взаимодействия.

Томас в своей теории конфликта выделяет 5 видов стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [8].

Люди с разными стратегиями конфликта могут иметь разные мотивы и, таким образом, использовать разные стратегии конфликта, поскольку они ценят и стремятся к разным результатам в конфликтной ситуации. С другой стороны, люди с разными стратегиями конфликта могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию, что, в свою очередь, заставляет их использовать разные стратегии [7].

Исследованием личностных особенностей занимались такие ученые, как В. Н. Мясищев, В. М. Русалова, Б. М. Теплов, Г. Айзенк, К. Леонгард, К. Юнг.

Основываясь на проведенном анализе литературных источников, мы выделяем среди них те, которые, по нашему мнению, связаны с поведением в конфликтной ситуации. Особое внимание мы уделяем таким личностным особенностям, как акцентуации характера и гендерным отличиям.

Акцентуация проявляется как чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Типология акцентуаций основывается на классификации акцентуированных типов личности по К. Леонгарду и включает четыре основных акцентуаций характера (демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость); 6 акцентуаций темперамента (гипертимность, дистимичность, тревожность, циклотимность, аффективность, эмотивность) [3].

На поведение в конфликте могут влиять различия в половых моделях поведения, связанные с расхождением интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем, что приводит к взаимному недопониманию [4, с. 23]. Во многих исследованиях подчеркиваются различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола, что проявляется в гендерных отличиях. Так, в работе П. А. Ковалева большая эмоциональная возбудимость женщин получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

В нашем исследовании принимали участие студенты 1и 2 курсов в количестве 141 человек в возрасте от 17 до 20 лет, из них 64 юноши и 77 девушек. Диагностический инструментарий исследования составили тест на акцентуации характера Г. Шмишека — К. Леонгарда и методика К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

Первым шагом мы провели исследование по тесту-опроснику К. Леонгарда — Х. Шмишека, в результате которого было выявлено, что преобладающими типами акцентуаций в исследуемой группе является гипертимность, а наименее выражена дистимность (Рисунок 1).

Соотношение студентов юношей и девушек с определенным типом акцентуации характера ко всей выборке

Рис. 1. Соотношение студентов юношей и девушек с определенным типом акцентуации характера ко всей выборке

Что вполне логично, поскольку гипертимность отражает уровень энергии человека, а студенты — молодые люди, полные сил, обладающие повышенным фоном настроения, легко справляющиеся с грустью — это оптимисты.

Статистический анализ выявил значимые различия в выраженности акцентуаций у девушек и юношей. Был использован метод математической обработки данных t-критерий Стьюдента.

Студентки обладают более выраженными акцентуациями характера, такими как: зстревание, эмотивность, тревожность, циклотимность, возбудимость и экзальтированность, которые относятся преимущественно к эмоциональной и реактивной сфере.

Таблица 1

Различия выраженности типов акцентуации по гендерному признаку

Тип акцентуации

Средние показатели

t Эмп

девушки

юноши

Гипертимность

16,97

16,77

0.3

Застревание

14,21

12,19

3.9**

Эмотивность

16,79

10,87

2.61**

Педантичность

11,14

9,97

1.5

Тревожность

11,1

6,87

4.5**

Циклотимность

15,23

11,11

4**

Демонстративность

14,23

13,05

1.8

Возбудимость

12,55

10,13

3.4**

Дистимность

7,95

9,02

1.5

Экзальтированность

14,18

12,14

3.2**

Экстраверсия

11,84

12,19

0.6

Невротизм

12,29

7,94

5.2**

** Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,01

* Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,05

t Кр = 1,97 при p≤0.05

t Кр = 2,61 при p≤0.01

Полученный результат исследования гендерных различий акцентуаций характера позволил предположить, сто стратегии поведения в конфликте также будут отличаться по гендерному признаку.

На рисунке 2 и рисунке 3 представлены соответственно доминирующие стили поведения в конфликте у студентов и студенток.

Представленность студентов-юношей с ведущими типами поведения в конфликте

Рис. 2. Представленность студентов-юношей с ведущими типами поведения в конфликте

Представленность студенток-девушек с ведущими типами поведения в конфликте

Рис. 3. Представленность студенток-девушек с ведущими типами поведения в конфликте

Девушки чаще, чем юноши прибегают в конфликте к стратегии избегания (по результатам использования метода математической обработки данных t-критерий Стьюдента).

Для выявления взаимосвязи между акцентуациями характера и ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации мы воспользовались методом Спирмена.

Таблица 2

Взаимосвязи типов aкцентуaций характера со стрaтегиями пoведения в кoнфликте у юношей (по результатам корреляционного анализа Спирмена, n = 64)

Стратегии поведения

R

Акцентуации характера

Соперничество

R = 0.362

Застревание

R = 0.43

Возбудимость

Избегание

R = 0.277

Застревание

Приспособление

R = 0.278

R = 0.32

Эмотивность

Экзальтированность

rs = 0,25 при p≤0.05

rs = 0,33 при p≤0.01

Таблица 3

Взаимосвязи типов aкцентуaций характера со стратегиями поведения в конфликте у девушек (по результатам корреляционного анализа Спирмена, n = 77)

Стратегии поведения

R

Акцентуации характера

Сотрудничество

R = 0.258

Экзальтированность

Избегание

R = 0.23

Демонстративность

Приспособление

R = 0.511

Эмотивность

t Кр = 0,23 при p≤0.05

t Кр = 0,3 при p≤0.01

Данные исследования свидетельствуют о том, что:

  1. Стратегии поведения в конфликте у девушек и юношей отличаются.
  2. На поведение в конфликте у юношей оказывают значимое влияние акцентуации реактивной (возбудимость и застревание) и эмоциональной (эмотивность и экзальтированность) сфер. Соперничество связано с возбудимостью и застреванием, избегание — с застреванием, а присрособление с эмотивностью и экзальтированностью. Акцентуации характера у юношей ведут к деструктивным стратегиям поведения в конфдикте.
  3. На поведение в конфликте у девушек оказывают значимое влияние акцентуации эмоциональной (эмотивность, экзальтированность) сферы и сферы контроля (демонстративность). Сотрудничество связано с экзальтированностью, избегание — с демонстративностью, приспособление — с эмотивностью. Это может объясняться высокой эмоциональной чувствительностью девушек и плохой переносимостью неопределенности.
  4. Общие у девушек и юношей акцентуации связаны с разными стратегиями, что свидетельствует о гендерном влиянии на поведение в конфликте.

При психо-коррекционной работе следует учитывать не только особенности характера, но и гендерные различия.

Литература:

1. Алиева М. Б. Специфика конфликтов в образовательном процессе вуза / М. Б. Алиева М. Б., С. А. Залитинова, Б. А. Шихамирова // Мир науки, культуры, образования, 2020. — № 5. — С. 239–241.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2023. — 560 с.

3. Леоенгард. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 191 с.

4. Парамонова Г. А. Стратегии поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте дис.... канд. психол. наук. — Санкт-Петербург, 2004. — 156 с.

5. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические иссле дования / В. М. Русалов. — М.: Ин-т психологии РАН, 2012. — 528 с.

6. Tannen D. You Just don't Understand / D. Tannen. -N.Y., 1995–356 p.

7. Tehrania H. D. Personality traits and conflict resolution styles: A meta-analysis Personality and Individual Differences / H. D. Tehrania, S. Yaminib // Personality and Individual Differences. — 2020. — V. 157.

8. Thomas K. W. Conflict and conflict management / K. W. Thomas // Handbook of industrial and organizational psychology. — Chicago: Rand McNally, 1976. — P. 889–935.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, стратегия поведения, акцентуация характера, конфликтная ситуация, девушка, стратегия конфликта, экзальтированность, юноша, гендерный признак, корреляционный анализ.


Похожие статьи

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Похожие статьи

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Задать вопрос