В статье проведен анализ динамики и структуры обращений граждан, поступивших в государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска» (Республика Беларусь) за период с 2018 по 2022 гг.
Ключевые слова: обращения, количество, структура, динамика, санитарно-эпидемиологическая служба, центр гигиены и эпидемиологии.
Современное общество невозможно представить без доступности права на обращение граждан. Обращения граждан — один из главных источников выражения общественного мнения, своеобразный диалог между гражданином и государством [1]. Обращение определяется как индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме [2]. Право граждан на обращение в государственные органы, в том числе обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которыми как раз являются центры гигиены и эпидемиологии, — несомненно, одна из важнейших гарантий прав и свобод личности как способ прямого взаимодействия государства и гражданина [3].
Цель исследования — проанализировать динамику и структуру обращений, поступивших в государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска» (далее — ЦГиЭ Ленинского района г. Минска) за период с 2018 по 2022 гг.
В качестве материалов исследования были взяты годовые отчеты по работам с обращениями граждан в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска за период с 2018 по 2022 гг. В данных отчетах проведен анализ динамики и структуры обращений, а также оценено возможное влияние внешних факторов на обращаемость граждан в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска.
Данные о динамике обращений граждан в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска за период с 2018 по 2022 года представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика обращений граждан в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска за период с 2018 по 2022 год
При анализе общего количества обращений, поступивших в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска в 2018–2022 гг., было установлено, что в период с 2018 г. по 2020 г. наблюдалась тенденция к росту числа обращений. Так, темп роста обращений в 2019 г. составил 162,5 % (темп прироста равен +62,5 %) по сравнению с 2018 г., а в 2020 г. — 123,1 % (темп прироста равен +23,1 %) по сравнению с 2019 г. После пика в 2020 г. наблюдалась тенденция к снижению числа обращений: так, в 2021 г. темп роста составил 64,7 % (темп прироста равен –35,3 %) по сравнению с 2020 г. Однако в 2022 г. произошел снова рост количества обращений: темп роста составил 117,2 % (темп прироста равен +17,2 %) по сравнению с 2021 г. Наблюдаемый после 2018 г. рост обращаемости населения по вопросам нарушений санитарно-эпидемиологических требований может быть обусловлен значительной либерализацией бизнеса после вступлением в силу Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» и применением в основном форм контрольной (надзорной) деятельности в виде мероприятий профилактического и предупредительного характера, нежели проверок. В 2020 г. пик обращений граждан, предположительно, был усугублен началом пандемии инфекции COVID-19, которая повлияла на общество в целом.
В 2022 году рассмотрено 170 обращений, поступивших в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска, что на 25 больше, чем в 2021 году. На 35 % обращений были даны разъяснения, 45 % — решено положительно, 7 % — не подтвердились, 13 % — переадресовано. Повторных обращений не было. Наибольшее количество обращений поступило, как и в предыдущие годы, на объекты торговли и жилищно-коммунальное хозяйство (рисунок 2).
Рис. 2. Динамика обращений граждан в ЦГиЭ Ленинского района г. Минска за период с 2018 по 2022 год
Проведено обобщение всех поступивших обращений за 2018–2022 гг. путем суммирования количества обращений по каждой рассматриваемой области. При анализе обобщенной структуры обращений по рассмотренным вопросам, поступившим в ЦГиЭ Ленинского района г. Минск» в 2018–2022 гг., выявлено, что наибольшее число обращений поступало в связи с неудовлетворительной работой жилищно-коммунального хозяйства — 306, предприятий торговли — 291 и предприятий общественного питания — 80.
По результатам проведенного анализа динамики и структуры обращений, поступивших в ЦГиЭ Ленинского района г. Минск», в 2018–2022 гг., были сделаны следующие выводы:
1) После 2018 г. отмечается рост увеличение количества обращений, что может быть обусловлено либерализацией предпринимательства и проводимыми в основном профилактическими и предупредительными мероприятиями при осуществлении государственного санитарного надзор;
2) Пик обращений граждан пришелся на 2020 г., что могло быть обусловлено началом пандемии инфекции COVID-19, которая повлияла на общество в целом;
3) Наибольший вклад в общее количество обращений за анализируемый период было связано с проблемами жилищно-коммунального хозяйства, предприятий торговли и предприятий общественного питания.
Литература:
- Лыскова, Е. И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика / Е. И. Лыскова // Государство и право. — 2009. — № 9. — С. 108–109.
- Сажина, В. В. Обращения граждан в органы управления: правовые аспекты / В. В. Сажина // Республика Беларусь — социальное государство: теория и практика: сборник материалов круглого стола, 15 марта 2016 г., г. Минск / редкол.: Г. А. Василевич [и др.]. — Минск: БГУ, 2016. — С. 96–98.
- Чепелев, С. Н. Анализ обращений граждан в Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска / С. Н. Чепелев, В. В. Жуковский, Н. А. Заяц // Молодой ученый. — 2022. — № 48. — С. 569–571.