Ключевые слова: предпринимательская деятельность, конституционно-правовая защита, государство.
Конституционно-правовая защита права на предпринимательскую деятельность очень многогранное правовое явление. Одной из базовых целей является удовлетворение их реализации при помощи юридических сил [12].
Очевидно, что правомочие реализовывать любое право закреплено высшим нормативно-правовым актом нашей страны — Конституцией (ст. 34) [1]. Помимо основного закона, законодателем также определены иные законы, закрепляющие правомочие и защиту данной категории прав, — а Гражданский Кодекс РФ [4], Кодекс об административных правонарушениях РФ [6], законы федерального уровня.
Осуществление защиты права предусматривается в двух основных формах — судебная и внесудебная формы.
В аспекте конституционно-правовой защиты, под судебной формой понимается деятельность уполномоченных на то государством органов по осуществлению защиты нарушенных или же оспариваемых прав. Как справедливо отмечают Слукин С. В. и Романов А. Н. в своих исследованиях, суть ее заключается, в первую очередь в том, что лицо, в отношении которого были каким-либо образом нарушены права и законные интересы, обращается за защитой. При этом такую защиту могут предоставить государственные или иные компетентные органы от имени государства — Российской Федерации, которые уполномочены в установленном законом порядке принять необходимые меры с целью последующего восстановления нарушенного права, а также в целом для пресечения правонарушения [12].
На осуществление судебной защиты уполномочены Конституционный Суд, Арбитражные суды и суды общей юрисдикции Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФКЗ РФ от 21.07.1994 № 1 «О конституционном суде Российской Федерации» [2], Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет конституционный контроль, самостоятельно и независимо, посредством конституционного судопроизводства. Как справедливо отмечает Васьков П. А., «Конституционный Суд Российской Федерации значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей» [10]. Данное утверждение находит свое отражение в ч. 4. ст. 125 Конституции Российской Федерации, где законодатель закрепляет положение «конституционные права и свободы граждан» как конституционный принцип с целью его защиты. В следствие деятельности Конституционного Суда, расширяется, также, «понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права» [10].
Относительно внесудебной формы защиты рассматриваемого права, стоит отметить, что эти формы очень разнообразны и дают субъектам широкий выбор для осуществления защиты своих прав.
Внесудебные формы защиты предпринимательства принято подразделять на две основные разновидности, а именно юрисдикционные и неюрисдикционные.
Под юрисдиккционной формой понимаются непосредственно отношения между предпринимателем и уполномоченным в разрешении данного вопроса, защиты права, государственным органом. Способами защиты, относящимися к юрисдикционной, являются нотариальная защита и третейское разбирательство.
Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться: посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем и посредством защиты уже нарушенного права [11].
Законодателем также предусмотрена возможность защиты прав в порядке третейского разбирательства. В данном случае, разрешением споров по нарушенным правам отводится единоличным арбитрам или коллегии арбитров, избранным в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением.
В последние года, широкое распространение с целью защиты прав предпринимательской деятельности и разрешения споров, связанных с осуществлением данной деятельности, получил институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Наблюдавшаяся проблема, связанная со сложностью субъектов предпринимательской деятельности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, особенно в тех случаях, когда в правозащитном механизме имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, опираясь на практику решения данной проблемы зарубежными странами, побудило к учреждению должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей [7].
Этого же мнения и придерживается Р. И. Тимофеева в своем исследовании, где справедливо отмечает, что довольно часто субъекты, осуществляющие в соответствии с законом предпринимательскую деятельность, в целом не в силах каким-либо образом самостоятельно защитить свои права, а также в целом законные интересы, гарантированные государством [14], ввиду чего возникает необходимость в учреждении специального органа, рассматривающего исключительно данные вопросы.
С. Ж. Соловых считает, что обращение Уполномоченного в арбитражный суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в т. ч. групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, и заявлением по правилам гл. 24 АПК РФ следует рассматривать как меру реагирования на жалобу, поступившую от субъекта предпринимательской деятельности, на действия органов публичного управления, т. к. именно по итогам ее рассмотрения Уполномоченный обращается в арбитражный суд, реализуя тем самым контрольные функции за законностью действий органов публичного управления [13].
Таким образом, государство заинтересовано в защите прав предпринимателей и вносит новые инструменты для ее реализации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
- Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 N 78-ФЗ [электронный ресурс] — URL — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997/ (дата обращения 23.09.2023)
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [электронный ресурс] — URL — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) [электронный ресурс] — URL — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2012 г. № 879. [электронный ресурс] — URL — http://www.kremlin.ru/acts/bank/35565
- Закон РТ N 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» // [электронный ресурс] — URL — https://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/business.htm
- Информация КС РФ. Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018–2020 годов) подготовлена Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации (одобрено решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г.) // [электронный ресурс] — URL — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400139633/
- Васьков П. А. Роль института защиты прав предпринимателей в современной России // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1–9 (69). С. 89–94.
- Дашиев Т. А. Институт судебной защиты прав предпринимателей // Сборник научных трудов. Новосибирск, 2018. С. 65–69.
- Слукин С. В., Романов А. Н. Конституционная защита прав предпринимателей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6–7. С. 164–166.
- Соловых С. Ж. Участие Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Арбитражном процессе // Российская юстиция. 2016. № 1. С. 31–33
- Тимофеева Р. И. Конституционно-правовой статус уполномоченного по защите прав предпринимателей // Право и государство: теория и практика. 2019. № 12 (180). С. 227–229.
- Давитадзе М. Д., Баканов М. А. Проблемы конституционно-правовой защиты предпринимательства на современном этапе / Давитадзе М. Д., Баканов М. А. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-konstitutsionno-pravovoy-zaschity-predprinimatelstva-na-sovremennom-etape (дата обращения: 08.12.2023).