В статье автор исследует особенности восприятия счастья у лиц с разными уровнями осмысленности жизни.
Ключевые слова: счастье, осмысленность, смысложизненные ориентации, восприятие.
В истории психологии и социологии вопрос о счастье занимает одно из центральных мест, вдохновляя размышления ученых и философов на протяжении веков. В современное время, переплетаясь с быстро меняющимися социокультурными контекстами, тема счастья становится более актуальной и сложной. Но представления о счастье не являются универсальными. Поэтому эта тема становится особенно интересной, когда мы рассматриваем ее через призму смысложизненных ориентаций, которые формируют взгляды и ценности каждого человека. В изучении счастья нельзя не учитывать смысложизненные ориентации человека, проблема формирования которых актуальна для любого этапа возрастного развития и является важной составляющей становления личности.
Согласно психологическому словарю, представление — это «наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе данных ощущения и восприятия путем его воспроизведения в памяти». А. Г. Маклаков понимает под представлением «психологический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе прошлого опыта». В рамках данной работы будем понимать представление как определённый образ явления в памяти и отношение к данному явлению.
Смысложизненные ориентации определяются как иерархическая система избирательных связей, которая отражает направление личности, наличие жизненных целей, осмысленность оценок и выборов человека, способность брать ответственность за жизнь и в целом быть удовлетворенным ей. В рамках работы будем рассматривать смысложизненные ориентации как соотнесение ценностей, эмоциональной насыщенности и удовлетворенности жизнью и деятельностью [2].
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что существуют особенности представлений о счастье у лиц с разными смысложизненными ориентациями, а именно:
— Лица с низким уровнем осмысленности жизни воспринимают счастье как более близкое к понятию «успех», чем к понятиям «удовольствие»;
— Лица с высоким уровнем осмысленности воспринимают счастье и как «успех», и как «удовольствие».
В рамках работы предполагается, что люди с разными смысложизненными ориентациями, а значит с разным уровнем осмысленности жизни воспринимают счастье по-разному. По М. Селигману ощущение смысла и получение удовольствия являются неотъемлемыми составляющими счастья [4]. В то же время, как пишет Д. А. Леонтьев, степень осмысленности жизни определяется осознанием своих целей, удовлетворённостью процессом жизни и существующими достижениями, навыками достижения этих целей, осознанием ответственности за то, что происходит.
В то же время если уровень осмысленности низок, значит какая-то из составляющих смысложизненных ориентаций недостаточно осознаваема или реализуема в жизни человека. Социальные медиа и современные стандарты успешной жизни часто оказывают влияние на восприятие счастья. Главное — быть успешным, остальное не так важно. Люди с низким уровнем осмысленности жизни могут гнаться за призрачным успехом и надеяться в нём обрести счастье, при этом забывая про важность внутреннего удовлетворения от самого процесса достижения целей и гармонии в жизни. Некоторые могут испытывать давление и стресс из-за социокультурных ожиданий, связанных с успехом, и видеть счастье именно в нём.
Объектом эмпирического исследования выступили 150 человек, мужчины и женщины ранней взрослости (от 20 до 40 лет). Такая категория респондентов была выбрана в связи с тем, что именно в этом возрасте многие люди сталкиваются с рядом важных жизненных изменений: получение образования, выбор карьеры, вступление в брак, рождение детей. Сложности с самоопределением, с выбором своего пути побуждают людей задаваться вопросами смысла жизни и собственного счастья.
В работе использовался метод стандартизированного самоотчёта — тест смысложизненных ориентаций (СЖО) или тест осмысленности жизни в адаптации Д. А. Леонтьева и проективный метод: метод семантического дифференциала [1].
Метод семантического дифференциала является комбинацией процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Исследуемые объекты оцениваются по заданным биполярным градуированным шкалам, полюса которых являются антонимами [3].
Респонденты были разбиты на группы:
- Группа с низкими показателями осмысленности жизни (32 человека);
- Группа с средними показателями осмысленности жизни (82 человека);
- Группа с высокими показателями осмысленности жизни (34 человека).
Для каждой из групп было проведено исследование с использованием метода семантического дифференциала для определения близости понятия «счастье» к понятиям «удовольствие», «цель», «радость», «успех». Для каждой пары характеристика-понятие было подсчитано значение стандартного отклонения. Результаты приведены на рис. 1–3.
Рис. 1. Таблица рангов для группы 1
Рис. 2. Таблица рангов для группы 2
Рис. 3. Таблица рангов для группы 3
По таблицам видно, что для группы 1 понятие «счастье» наиболее близко к понятию «успех», чем к понятию «удовольствие». Для группы 2 «счастье» ближе к понятию «удовольствие», чем «успех». А для группы 3 видно, что «счастье» находится примерно посередине между понятиями «удовольствие» и «успех».
Таким образом, удалось подтвердить гипотезу. В психологии «успех» понимается как достижение поставленных целей или результативность в выполнении определенных задач. Однако в состоянии успеха важны не только внешние проявления, такие как материальные достижения или общественное признание, но и внутренние аспекты, такие как чувство удовлетворенности, личностное развитие и самоудовлетворение. Люди с низким уровнем осмысленности могут не получать удовольствие от процесса достижения целей, но гнаться за успехом, как диктует современное общество. Люди же с высоким уровнем осмысленности воспринимают счастье и в стремлении к успеху, и в получении удовольствия от процесса жизни.
Литература:
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Книга]. — Москва: Смысл, 1992.
- Макушина О. П., Мазкина О. Б. Смысложизненные ориентации и их влияние на формирование нравственной позиции студентов вуза [Статья] — Вестник ВГУ / Серия: Проблемы высшего образования. — 2018, № 4 — стр. 74–78
- Петренко В. Ф. Метод семантического дифференциала / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2023 (последняя редакция: 29.10.2023). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7035
- Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Книга]. — Москва: Издательство «София», 2006.