В статье автор исследует социальный, духовный и материальный компоненты в представлениях о счастье у лиц с разными ценностными ориентациями.
Ключевые слова: счастье, ценность, восприятие.
В условиях современного стрессового образа жизни и повышенной нагрузки на психическое здоровье, изучение счастья становится важным аспектом психологии. Изучение счастья напрямую связано с повышением качества жизни. Это включает в себя не только материальные аспекты, но и психологическое благополучие, уровень удовлетворенности жизнью и общее чувство смысла. Социальные и экономические кризисы, такие как пандемия, подчеркнули важность изучения ментального здоровья и счастья. В контексте представлений о счастье интересно рассмотреть и смысложизненные ориентации, которые играют важную роль в понимании человеческого поведения и жизненных выборов.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что существуют особенности представлений о счастье у лиц с разными смысложизненными ориентациями, а именно:
— В представления о счастье, не зависимо от преобладающих ценностных ориентаций, будут фигурировать социальный, духовный и материальный компоненты;
— Вне зависимости от преобладающих ценностей в структуре ценностных ориентаций, в представлении о счастье у людей преобладает социальный компонент.
Исследование ценностных ориентаций даёт некоторую структуру ценностей каждого человека, где каждая ценность выражена в разной степени. Однако люди не всегда четко осознают свои ценности и связывают их со счастьем. Поэтому в рамках гипотезы предполагается, что представления о счастье, не зависимо от преобладающих ценностных ориентаций, будут похожи. И в этих представлениях будут фигурировать ценности семьи, любви, общения с близкими людьми. То есть, будет преобладать социальный компонент.
В ходе эмпирического исследования была проанализирована группа из 150 человек, включающая мужчин и женщин ранней взрослости (в возрасте от 20 до 40 лет). В данном возрасте у людей может возникнуть интерес к самопознанию и осознанию своих ценностей, что влияет на их восприятие важности счастья в собственной жизни.
Структуры ценностных ориентаций личности могут быть разными. Кто-то реализовывает ценности любви, кому-то важно познание и развитие, для кого-то настоящей ценностью является социальный статус и материальное благосостояние. В данной работе будем разделять ценности на духовные, социальные и материальные. К духовным ценностям относится: поиск и наслаждение прекрасным, помощь, милосердие, любовь к другим людям, познание нового. К социальным — общение, социальная активность, признание и уважение, высокий социальный статус. К материальным — отдых, здоровье, материальное благосостояние. Однако предполагается, что именно восприятие счастья у таких людей будет схоже. Все люди вне зависимости от структуры ценностных ориентаций будут воспринимать счастье как совокупность духовных, социальных и материальных компонентов.
В работе использовался метод стандартизированного самоотчёта — «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [1], а также метод незаконченных предложений о счастье [2].
Респонденты были разделены на группы по результатам теста «Диагностика структуры ценностных ориентаций»: духовные, социальные и материальные.
В результате получились следующие группы:
- Группа с преобладающими духовными ценностями (71 человек);
- Группа с преобладающими социальными ценностями (40 человек);
- Группа с преобладающими материальными ценностями (39 человек).
Над результатами методики незаконченных предложений был проведен качественный анализ по выявлению в ответах каждого респондента формулировок относящихся к каждой из трёх категорий: духовный, социальный и материальный компоненты.
После в каждой из групп был подсчитан процент респондентов, упоминавший и не упоминавший каждый из компонентов — духовный, социальный и материальный. Группы с различными преобладающими ценностями в структуре ценностных ориентаций упоминают:
— Духовный компонент от 56 до 64 процентов опрашиваемых;
— Социальный компонент от 82 до 94 процентов опрашиваемых;
— Материальный компонент от 71 до 80 процентов опрашиваемых.
Это означает, что вне зависимости от преобладающих ценностей в структуре ценностных ориентаций, в представлении о счастье фигурируют духовный, социальный и материальный компоненты. При этом, люди воспринимают счастье через описание своих социальных ценностей чаще всего для всех из трёх групп. Вот примеры формулировок, которые использовали люди, описывая своё счастье:
Счастье — это… «когда с родными всё хорошо», «любимый человек», «быть рядом с любимыми людьми», «быть окруженным теми, кто тебя любит»
Я счастлив(а), когда… «муж рядом», «мои близкие счастливы», «обо мне помнят, и меня ждут», «меня любит любимый мною человек», «меня окружают друзья»
Составляющие моего счастья: «семья», «отношения с близкими», «родные люди», «хорошие люди рядом»
Таким образом, удалось подтвердить гипотезу исследования. Восприятие счастья индивидуально, и метод незаконченных предложений позволил в этом убедиться. Однако в представлении о счастье людей с разными преобладающими ценностями в структуре ценностных ориентаций прослеживались и социальный, и духовный, и материальный компонент. Важны все три категории потому, что каждый из этих аспектов может вносить уникальный вклад в общее чувство благополучия и удовлетворенности.
Однако, как показало эмпирическое исследование, именно социальный компонент является преобладающим в восприятии счастья у лиц с разными ценностными ориентациями. Качественные межличностные отношения становятся источником поддержки, понимания и взаимодействия. Сильные социальные связи снижают уровень стресса, предоставляют поддержку в трудные моменты. Кроме того, социальные ценности обычно связаны с пониманием индивида своего места в обществе и его вклада в общественное благосостояние. Людям важно чувствовать себя частью сообщества, так как об этого зависит и их личная реализация.
Литература:
- Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности [Книга]. — Москва, 1995. — 49с.
- Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие [Статья] // Экспериментальная психология. — 2012 г.. — № 4: Т. 5. — стр. 99–116.