Данная статья посвящена анализу системы мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли в сельских поселениях России, охрану данных земель, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной окружающей среды для людей, проживающих на данных территориях. В условиях современного общества регулирование земель сельских поселений является настолько же важным, насколько и в городских. Мы проанализируем существующий подход к регулированию земель в России, выразим своё мнение по данной теме, а также предложим рекомендации для оптимизации данного процесса.
Ключевые слова: устойчивое землепользование, сельские поселения, земли сельскохозяйственного назначения, земельный фонд.
В настоящее время наблюдается тенденция возрастающей заинтересованности со стороны законодателя по внедрению экологических, социальных, экономических механизмов земельного планирования в контексте сельского развития.
Система регионального землепользования, как и любая система, должна эффективно функционировать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность рационального природопользования земельными ресурсами, применяя при этом способы управленческого и организационного характеров. При этом должны учитываться интересы местного населения, а также особенности хозяйственного освоения территориальных комплексов. Это одни из немногих принципов, которые указаны в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, проект, который был разработан Министерством экономического развития Российской Федерации.
Особенностью организации природно-социально-производственных систем на региональном и локальном уровнях являются адаптация и оптимизация хозяйственной деятельности человека к условиям вмещающего природного ландшафта, что очередной раз убеждает нас в необходимости освоения, рационального использования и охраны земли. В Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ земля определяется как природный объект и природный ресурс [1]. При этом важно отметить, что земельное законодательство закрепляет ряд важных принципов государственной земельной политики. Так, в статье 1 устанавливаются: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием в качестве объекта недвижимости; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учитывающий природные, социальные, экономические и иные факторы.
Земля действительно является необходимым компонентом производственной деятельности. Местоположение, рельеф, площадь определяют исключительные свойства земельных участков и характеризуют способность земли служить основой для осуществления производственной деятельности. Индивидуальность земельных участков по технологическим и географическим особенностям определяет их разнокачественность. Перечисленные характеристики оказывают влияние на такие параметры, как удельный выход продукции, технологические затраты, транспортные затраты. Затраты на производство, площадь и стоимость земли непосредственно влияют на эффективность использования земли в сельскохозяйственном производстве. Эффективное использование сельскохозяйственных угодий в настоящее время является приоритетным направлением всего агропромышленного комплекса страны, в качестве доказательства данного явления можно привести доклады, которые ежегодно выпускаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации [2]. Однако, для того чтобы прийти к осуществлению данного направления, необходимо сперва выявить неиспользуемые сельскохозяйственные земли. В нашей стране на данный момент сельскохозяйственный земельный фонд используется не полностью, и, к сожалению, не всегда по назначению. Но государство, осознавая факт наличия данной проблемы, несколько раз пересматривало земельное законодательство с целью её решения. Однако, если обращаться к информации, представленной в виде докладов об отчетности Минсельхоза России, изменения в этой части характеризуются лишь стимулированием возврата таких земель в оборот. Иными словами, мер законодательного характера оказалось недостаточно. Следует обратить внимание на то, что в 2017 году была переведена большая площадь земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в иные категории, а в 2023 году Россельхознадзор в одной только Ярославской области выявил нарушения при обследовании земель сельскохозяйственного назначения, которые составили почти 88 % от общего количества земель данной категории.
Мы считаем, что всё это может негативно сказаться на аграрной экономике страны, поскольку перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории подавляет развитие сельского хозяйства, но, помимо вышеизложенной проблемы, есть еще и ряд факторов, которые могут способствовать росту неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Таковыми, например, можно считать социально-экономические факторы. После реорганизации коллективных хозяйств, существовавших во время Советского Союза, образовались земельные доли, которые привели к простаиванию плодородных земель. В итоге немалая часть сельскохозяйственных земель постсоветского пространства на территории нашей страны оказалась неиспользуемой.
Помимо этого, нельзя забывать о таком естественном явлении, как миграция. В большей степени её наличие обусловлено, конечно же, низкой заработной платой, ведь средства, получаемые за труд, данной категорией граждан явно уступают по размеру заработной плате городского населения. Инфраструктура и жилищное обустройство не могут в полной мере удовлетворить потребности сельского общества. Всё вышеперечисленное в купе оказывает непосредственное влияние на сокращение количества сельских работников, а нехватка рабочих рук, как известно, всегда приводит к упаду отрасли.
Мы уже затронули проблему использования земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению. Ситуация имеет упаднический характер, поэтому государство применяет меры к добросовестному использованию земель, например, ст. 394 Налогового Кодекса РФ предусматривает пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства [3]. Если же все-таки участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», используются ненадлежащим образом, это влечёт наложение штрафа в соответствии со ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях [4].
И всё же, чтобы сформировать основу эффективного сельскохозяйственного производства, необходимо применять устойчивое землепользование. Оно зависит от многих факторов, в том числе и от устойчивости развития сельских территорий. Совершенно очевидно, что рост доходов от сельского хозяйства, улучшение ландшафта в сельской местности даёт определённый «толчок» к развитию и успешному функционированию системы устойчивого землепользования. Влияет на данную систему, конечно, и устойчивость правовых отношений [5, с. 5–6]. К примеру, можно выделить долгосрочную аренду, которая, в отличие от краткосрочной, может стимулировать арендатора вкладывать средства для улучшения земли, а следственно, развивать сельскохозяйственный сектор [6, с. 135].
Таким образом, устойчивое землепользование является фундаментом для эффективного и устойчивого развития сельских территорий. Согласно Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, сельские территории являются важнейшим ресурсом нашей страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации. На период до 2030 года программа Стратегии направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций.
Если проблемы, связанные с использованием земель сельскохозяйственного назначения будут решены хотя бы частично, в том числе благодаря поддержке государства и деятельности органов власти, то вполне возможно, что возрастет более полное использование земли как ресурсного потенциала сельского хозяйства, а вместе с тем и возрастет сельское развитие на территории России в целом.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ. — № 44. — ст. 1.
- https://mcx.gov.ru: официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. — 07.08.2000. — ст. 394.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1), — ст. 8.8.
- Долматова О. Н. Устойчивое землепользование как основа формирования эффективного сельскохозяйственного производства. // Вестник ОмГАУ. 2016. № 3.
- Целовальников И. К., Антонова И. Ю. Экономическая эффективность арендного землепользования в региональном АПК. // Международный научно-иследовательский журнал. № 4(46).