Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позволяют увидеть подробную картину теоретического и эмпирического дискурса психологического сопровождения сквозь призму научных теорий.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, межличностные отношения, образовательный процесс, оптимизация межличностных отношений.
Psychological support within the framework of educational mechanisms is an essential factor in optimizing interpersonal relationships within the educational process. The factors influencing the use of psychological support allow us to see a detailed picture of the theoretical and empirical discourse of psychological support through the prism of scientific theories.
Keywords: psychological support, interpersonal relations, educational process, optimization of interpersonal relations.
О психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса говорится во многих исследованиях отечественной психологии и педагогики. Среди наиболее распространенных авторов можно привести И. Дубровину, К. Гуревича, С. Хоружий, А. Деркач, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникову, М. Битянову, В. Мухина.
Вопросы психологического сопровождения студентов, которое влияет на эмоциональную, ценностную и волевую сторону жизнедеятельности каждого отдельного субъекта, занимались И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, В. В. Веселова, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, А. И. Красило, Д. А. Леонтьев, В. А. Якунин и др.
В рамках исследования проблемы, акцентируем, что главная задача психологического сопровождения образования, в условиях современной образовательной системы — содействие в психическом, психофизическом и личностном развитии студентов как субъектов образовательной среды.
М. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередникова указывают в своих трудах на то, что особенность психолого-педагогического сопровождения заключается в ценности самостоятельного выбора. Педагог или психолог может подсказать, научить, направить, но, ни в коем случае, не пытаться насильно изменить точку зрения. По мнению ученых, задача взрослых — сформировать способность и готовность воспитанника к осознанию своих возможностей и потребностей, осуществлению самостоятельного выбора [2, с. 54].
Актуализация проблемы психологического сопровождения развития личности связана с процессами гуманизации образования. Как свидетельствует анализ ряда исследований [4; 5; 1], в процессе обучения студент испытывает ряд проблем: адаптация в период обучения, экзистенциальные проблемы (проблема смысла жизни, самоопределения, индивидуализации, самоактивности, самоуважения, свободы выбора). Для их решения необходимо выявить личное участие, осознание проблемы «принятия» человека, построение такой системы психологического сопровождения студента, которая бы в полной мере способствовала расширению задач развития в юношеском возрасте и учитывала реалии образовательного процесса.
При этом, психологическое сопровождение понимается как деятельность субъекта учебно-воспитательного процесса, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи. Его психологический аспект заключается в жизненном самоопределении, в подготовке к осуществлению выбора в кризисных ситуациях, самораскрытия и устранение субъективных препятствий к развитию, в укреплении психологического здоровья, а также оказании помощи в конкретной психотравмирующей ситуации [2, с. 94].
Актуализация проблемы психологического сопровождения как предмета научных исследований связана с насущными потребностями современной специальной психологии. Таким образом, разнообразие психолого-педагогических концепций психологического сопровождения актуализирует научный поиск к раскрытию его основных содержательных единиц, сущности, типов.
В сложившейся ситуации, в психологической науке и практике особое значение приобретает получение знаний о студенческой молодежи, выявление особенностей и закономерностей развития личности студента, освоения новых возможностей и нахождения дополнительных ресурсов в организации процесса психологического сопровождения будущего специалиста. В этой связи, на первый план выходит важность психологического сопровождения как инструмента оптимизации межличностных отношений студентов, и исследование данного вопроса позволит разработать дальнейшие рекомендации по составлению программ психологической и психокоррекционной работы с данными субъектами образовательного процесса [4, с. 11].
Педагогическое взаимодействие необходимо рассматривать как феномен, который существенно детерминирует межличностное взаимодействие, в процессе которого формируются межличностные отношения субъектов образовательного процесса. Межличностные отношения, как непосредственная или опосредованная связь индивида с другими людьми, представляют собой специфическое для человека как субъекта взаимодействия свойство, которая проявляется во взаимных ориентациях индивидов, находящихся в длительном контакте, способствуют установлению взаимопонимания и выступают непосредственным психологическим фактором педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении [6, с. 8].
Ввиду очерченной проблемы исследования, был сделан вывод, что дальнейшего исследования требуют вопросы определения и характеристики других факторов организации педагогического взаимодействия в вузе.
На современном этапе, проблема психологического сопровождения профессионального становления будущих специалистов актуальна и не изучена в полной мере. Поэтому, мы связываем перспективы дальнейшего исследования с изучением концептуальных основ психологического сопровождения профессионального становление будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения.
В ходе эмпирической части исследования, которое заключалось в исследовании проблем организации психологического сопровождения субъектов образовательной среды, выборку составили 30 студентов 2–4 курсов ГБОУ ВО СГПИ (название учебного заведения) города Ставрополя. Целью настоящего исследования являлся эмпирический анализ проблем организации психологического сопровождения студентов.
Гипотеза исследования состояла в следующем: эффективность психологического сопровождения студента как субъекта образовательной среды может быть существенно повышена, если в его основу будет положена модель психологического сопровождения службой практической психологии, которая предполагает включенность студента в этот процесс на протяжении всего обучения в вузе, учет профессионально важных качеств специалистов, профессиональная деятельность которых лежит в сфере социальных взаимоотношений, и специфику развития личности студента на каждом курсе обучения.
Для подтверждения гипотезы в рамках исследования были использованы методики, позволяющие произвести детальный анализ феномена психологического сопровождения студентов в качестве оптимизации межличностных отношений.
В первую очередь, был использован 16-факторный личностный опросник Кеттела, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) и, напоследок, методика, конкретно отражающая суть исследуемой проблемы — опросник на выявление удовлетворенности программой психологического сопровождения в вузе. Следовательно, результаты проведенных методик позволят выявить эффективность психологического сопровождения в вузе путем налаживания социального взаимодействия субъектов образовательной среды.
Таким образом, в рамках проведенного теоретического и эмпирического анализа, выделены эмпирические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений студентов посредством психологического сопровождения, проведено научное исследование и разработаны рекомендации по оптимизации межличностных отношений субъектов образовательной среды вуза.
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: монография / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
- Бужикова Р. И. Психолого-педагогические условия профессионально ориентированного обучения студентов высшего учебного заведения / Р. И. Бужикова // Научный вестник. — Т. 2. — Вып. 6. — 2011. — С. 54–58.
- Демидова Т. П. Психологическое сопровождение профессионально- личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. П. Демидова. — М.: 2005. — 171 с.
- Охотникова В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях. Автореф. дисс.канд. пед. Наук / В. В. Охотникова. — Омск, 2000. — 20 с.
- Плугина М. И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы. Монография / М. И. Плугина. — М.: Изд-во 000 «ПКЦ Альтекс», 2008. — 418 с.
- Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев; Санкт-Петербург. гос. ун-т. — СПб.: 1992. — 16 с.