В статье авторы исследуют способы управления информацией на полках магазинов при помощи электронных табло (ценников). Проанализированы преимущества и недостатки.
Ключевые слова: электронные ценники, электронные табло, технология ZigBee, Electronic Shelf Labels (ESL).
В современном мире для розничной торговли, динамические изменения цен и актуальная информация о продукции имеет первостепенное значение как для покупателей, так и для владельцев предприятий. Один из наиболее инновационных и эффективных способов управления информацией на полках магазинов — использование электронных табло (ценников) с E-ink дисплеями и интегрированной технологией ZigBee. Эта уникальная комбинация позволяет магазинам управлять ценами и отображать актуальные данные о продуктах с невиданным ранее уровнем эффективности и гибкости.
Электронные ценники (Electronic Shelf Labels, ESL) — это устройства, используемые в розничной торговле для отображения информации о ценах и товарах на полках магазинов (Рисунок 1).
Рис. 1. Электронные ценники (Electronic Shelf Labels, ESL)
В России они стали активно применяться последние два десятилетия: данные табло состояли из жидкокристаллического дисплея, а для установки цены применяли программатор, технологию Bluetooth или же простую настройку с помощью кнопок. Однако на сегодняшний день данное устройство сильно усовершенствовалось:
— Внедрение беспроводной технологии (Wi-Fi, ZigBee, LoRa и т. д.) позволило обновлять данные на ценниках удаленно через специализированные системы;
— Интеграция с системами управления запасами в магазинах, что позволяет более эффективно регулировать цены и предоставлять актуальную информацию о товарах;
— Увеличение времени автономной работы и использование энергоэффективных технологий привело к уменьшению затрат на обслуживание и замену батареек;
— Новые модели ESL приобрели E-ink дисплеи, способные показывать желтые и красные цвета, а также не только текст и цены, но и графические элементы. Информация стала более наглядной и привлекательной для покупателя;
— ESL позволяют магазинам проводить цифровое обновление цен на товары в реальном времени, а также предоставлять дополнительную информацию о продуктах, акциях и скидках.
Каждый модуль состоит из экрана E-ink, управляющей платы, радиоустройства и двух плоских батареек CR22 (в зависимости от размера табло). Вся логическая часть программы лежит на специальном сервере, который получает, с одной стороны, XML-файл с ценами и товарами, а с другой — находит ценник с нужным сетевым адресом (соответствующий товару) и пересылает ему новый XML-файл с тем, что показывать [2]. Сам ценник отображает то, что сообщил ему сервер (Рисунок 2).
Рис. 2. Сервер, выполняющий логическую часть
Наиболее удобным способом передачи данных между электронными ценниками является ZigBee — протокол беспроводной связи между устройствами, обладающий ячеистым типом соединений и зигзагообразной траекторией передачи сигнала. Он может транслировать как от устройства к координатору, таки от устройства к устройству, а затем координатору, что гарантирует безошибочное быстрое срабатывание. Данная система позволяет покрывать большие площади, равномерно сохраняя надежное соединение с каждым из десятков устройств (Рисунок 3). В масштабах огромных гипермаркетов, количество электронных ценников стремительно приближается к миллиону, соответственно, использование ZigBee в розничной торговле является предпочтительным вариантов относительно существующих беспроводных систем передачи данных [1, с. 20]. Благодаря данной технологии срок службы устройства увеличился с 5–7 дней, до 2 и более лет.
Рис. 3. Система передачи данных между сервером и электронным ценником
Внедрение электронных ценников — это не дешевая история. Необходимо написать программу работы ESL-системы, наладить способы передачи данных, и на момент проектирования магазина, заранее предусмотреть места для расположения координаторов, передающих информацию на устройства. Однако польза приобретаемого оборудования окупает затраты:
— Продавцам больше нет необходимости во время или после работы заниматься сменой цен. С появлением электронных ценников данные обновляются прямо в момент их изменения в специализированных программах, используемых для учета в розничной торговле;
— Исключение ошибки продавца при смене бумажных ценников. Благодаря электронным ценникам уровень доверия покупателей увеличивается в несколько раз, так как цена на кассе соответствует указанной на стеллажах;
— Быстрое обновление при объявлении промоакций. Чаще всего в сетевых магазинах, скидки и промоакции распространяются на все магазины данной сети. Электронные ценники способны поменять информацию спустя пару минут после сообщения о проведении акции, при этом обозначат цветом информацию о том, что данный ценник имеет привлекательную стоимость для покупателя.
Функциональность ESL-систем продолжает развиваться. Современные ценники обладают NFC метками, путеводителями до товара в магазине и имеют светодиодные индикаторы для ориентации на стеллажах.
Электронные ценники — эффективный инструмент повышения продаж, сокращения потерь, оптимизации операций и улучшения обслуживания клиентов. В ближайшие несколько лет эта технология станет более популярной и доступной для широкого круга розничных предприятий, независимо от их размера.
Литература:
- Балонин, Н. А. Беспроводные персональные сети на основе ZigBee: учебное пособие. / Н. А. Балонин, М. Б. Сергеев. — СПб: ГУАП, 2012. — 58 c.
- Зачем ритейлерам электронные ценники и как они влияют на продажи. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/x5group/103066-zachem-riteyleram-elektronnye-cenniki-i-kak-oni-vliyayut-na-prodazhi