В настоящее время особую значимость приобретает проблема аутизма у детей. Это довольно распространенная проблема детского возраста, характеризующаяся нарушением развития коммуникативных и социальных навыков.
В нашей школе обучаются дети, имеющие расстройства аутистического спектра, осложненные умственной отсталостью.
Программа, разработанная для таких детей, предполагает планомерное введение обучающихся в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающихся в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Крайне важно, чтобы и родители и специалисты проводили обучение по одной программе.
Коммуникация — это не только слова и речь. У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть задержка речи, есть дети, которые избегают пользоваться речью для общения, есть не вербальные дети.
Речь — важное условие и средство коммуникации, но аутичные дети не осознают необходимость общения. В этой связи их трудно научить разговаривать. Несмотря на это, общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Каждый человек сопровождает свои действия речью. В современном мире для достижения наилучших профессиональных результатов необходимо грамотно высказывать свои мысли, намерения и желания. С помощью речи можно выразить свои эмоции и настроение.
С помощью звучащей речи ребенок познает окружающий мир. Чтобы стать успешным человеком необходимо потрудиться над развитием своей речи. К сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья начинают овладевать техникой общения позже, чем нормально развивающиеся дети.
Работа учителя-логопеда с аутичными детьми должна начинаться с предварительной подготовки совместно со специалистами различных профилей и родителями. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств. Занятие должно быть интересным и запоминающимся, поэтому учителю-логопеду очень важно правильно подготовиться к занятию.
На основании федерального стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в школе разработана программа «Формирование коммуникативных навыков», утвержденная на уровне учреждения. На основании данной программы, в соответствии с локальным актом «О календарно-тематическом планировании» был разработан календарно-тематический план по курсу «Формирование коммуникативных навыков» для 1 «А» класса (дополнительного). Данная программа рассчитана на 68 учебных часов.
У детей с аутизмом нарушена коммуникация, поэтому формирование коммуникативных навыков начинается уже на I этапе обучения и представлено в виде следующих разделов: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в разработанной программе имеет концентрическую структуру и основы речевой практики, которые необходимы, не только для успешного продолжения образования, но и для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни в современном обществе. Если у ребенка задержка развития, то он сможет изъясняться жестами, мимикой, а вот ребенок с аутизмом делать этого не будет.
Невербальная коммуникация — это:
— распознавание различных эмоциональных состояний;
— отслеживание жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения;
— демонстрация подходящих к случаю жестов;
— рассматривание разных поз людей в различных ситуациях;
— прослушивание звуковых эмоциональных записей — крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.
Вербальная коммуникация — это подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы.
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций — это прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка), проигрывание ситуаций из реальной жизни.
Календарно-тематическое планирование включает следующие графы:
— № по порядку,
— наименование раздела и темы,
— часы учебного времени,
— виды деятельности учащихся,
— плановые сроки прохождения,
— примечание.
Для реализации данной программы используется оборудование, полученное в рамках программы «Доступная среда». Такое оборудование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать образование на равных со здоровыми детьми.
Формирование коммуникативных навыков — одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате — аутичные дети могут интегрироваться в социум.
Литература:
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015