В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, младшие школьники, тревожность
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Число тревожных детей в настоящее время значительно увеличилось. Именно поэтому проблема преодоления тревожности является наиболее важной в младшем школьном возрасте, что влечет за собой потребность создания большого числа действенных коррекционно-развивающих программ.
Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной личности, неотъемлемая составляющая ситуации открытия нового знания, формирования «позиции школьника». Главным является установление и поддержание ее в определенном диапазоне, не превышающем порогового значения.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции и профилактики детской тревожности с помощью метода арт-терапии. В арт-терапии много различных техник: арт-терапия (изотерапия), сказкотерапия, музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, куклотерапия, песочная терапия.
Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности. Сказкотерапия как психотерапевтический метод позволяет изменить неблагоприятный жизненный сценарий. Проработка любимой сказки является эффективным методом коррекции жизненного сценария младшего школьника. Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Сказка позволяет увидеть и понять жизненные проблемы, а сказкотерапия — найти решение данных проблем. Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Сказкотерапия является эффективным методом для поддержки зависимых и может быть использована для духовного излечения. Она основана на формировании нравственных ориентиров и стимулировании развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.
Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии включают наличие «проблемного» героя, доброго совета, доверие к происходящему, чудесную трансформацию героя и веру в окружающих в созидательное начало героя.
Сказки должны иметь однозначно хороший конец, который должен быть понятен всем, независимо от уровня развития, образования, мировоззрения и вероисповедания.
Алгоритм работы со сказкой включает следующие шаги:
— Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку.
— Ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки).
— Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента.
— Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.
Далее приводим пример авторской сказки, которая может быть использована как инструмент психокоррекции тревожности младших школьников.
“Песнь сердца”
Примерный возрастной диапазон читателя: 8–10 лет
Глубоко-глубоко, на дне Великого океана волшебного измерения, стоит маленький уютный домик. Мягко светятся большие окна в темной синеве вод, надежно скрывают окружающие скалы его обитательницу от чужих взглядов. Обычно здесь тихо и пустынно, лишь изредка величественно проплывут медузы да бойко пронесется пестрая стайка рыбешек. Внутри домика жизнь течет так же однообразно: на широком подоконнике сидит маленькая фея. Она выглядит словно обычная девочка лет 9, и лишь нежное золотистое мерцание вокруг нее выдает в ней фею.
Васса, а именно так зовут фею, тоскливо смотрит в окно, и в ее прекрасных глазах, синих, словно отраженье вод Великого океана, плещется невыразимая печаль. Васса знает: там, за скалами, на красивой большой площади каждый день собираются поиграть другие феи, но в их шумной компании Вассе нет места. Так уж повелось, что у всех морских фей есть прекрасные волшебные крылья, а у Вассы их нет. Совсем. Даже самых маленьких. Поэтому Васса ни разу не присоединялась к шумной компании других феечек. Как только Васса хотела выйти на улицу, то сразу представляла, как все будут смеяться над ней, когда увидят, что у неё нет крыльев. Все свои страхи, переживания и грусть Васса отражала в музыке. Как только она брала в руки гитару, всё отходило на второй план, и песня рождалась сама собой. Закрыв глаза, фея полностью погружалась в пленяющий мир волшебных созвучий. По тёмным ночам Васса приходила на пустынную площадь и играла там тихонько для себя. Ей нравилось представлять, что все слушают её пение и аплодируют ей.
Но однажды, когда она закончила песню, то услышала, как кто-то и вправду ей хлопает. Испугавшись, Васса вскочила и уже приготовилась бежать, как увидела перед собой прекрасную Океаниду — хранительницу Великого Океана. Мягко улыбнувшись, Океанида произнесла:
— Я уже которую ночь прихожу сюда и слышу твоё нежное пение, милое дитя. Скажи, почему ты не появляешься днём? Почему прячешь от всех свои дивные песни?
— Но ведь у меня нет крыльев, я не фея, а уродец, все будут смеяться надо мной.
— Васса, послушай, у тебя нет крыльев, но у тебя есть нечто более ценное — твой талант. Ты такая, какая ты есть, и в этом твоя сила.
Сказав это, Океанида исчезла, словно растаяла в голубых водах, а Васса серьезно задумалась над словами хранительницы.
На следующий день, когда площадь снова была наполнена весёлыми феями, Васса пришла туда с гитарой. Сев на краешек фонтана, Васса тихонько ударила по струнам и робко запела. Сначала её голос звучал тихо, еле слышно, но затем становился все громче и громче, и вот музыка вновь захватила ее, так сильно, что фея и не заметила, как на шумной площади воцарилась оглушительная тишина. Слова и мелодия, причудливо переплетаясь, рождали прекраснейшую песнь. Песнь сердца. Когда Васса допела и открыла глаза, то поняла, что абсолютно все смотрят на нее. Сжавшись в комок, фея ожидала насмешек и оскорблений, но площадь вдруг взорвалась аплодисментами. «Кто эта прекрасная девочка?», «У нее такой чудесный голос», «Эта песня была такой трогательной, что я расплакалась» — раздавалось тут и там, и в глазах фей Васса вместо презрения вдруг увидела восхищение.
— Но как же так? У меня же нет крыльев, — растерянно произнесла она.
— Милая, разве ты еще не поняла? Мы все разные, а это значит уникальные. Разве это не здорово? — произнесла, словно из ниоткуда появившаяся Океанида. И, подмигнув Вассе, добавила, — Когда будешь давать свой первый концерт, оставь мне местечко в первом ряду.
— Спасибо! Спасибо вам огромное! — радостно закричала Васса, но Океанида, как всегда, незаметно исчезла, оставив после себя мягкое лазурное сияние.
С тех самых пор жизнь Вассы навсегда изменилась, она стала известной певицей, у нее появилось много подруг, но что, самое главное, Васса поняла, что быть самим собой — это здорово, ведь только так возможно обрести свое счастье.
Вопросы для обсуждения: Почему Васса боялась выйти на площадь днем? Какой совет дала Океанида Вассе? Что самое важное ты понял из этой истории?
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии» — СПб.: «Речь», 2006.
- Методическое пособие для специалистов по работе с детьми Методика сказкотерапии» подготовлено в рамках социально-значимого проекта «Лаборатория интерактивных добровольческих технологий» при поддержке Правительства Ставропольского края — Ставрополь: «Ставропольская краевая общественная детская организация «Союз детей Ставрополья» 2022 г. — 25 с.
- Уварова Н. Н., Подпорина В. Г. Сказкотерапия как средство формирования положительного жизненного сценария младшего школьника // Вестник ГУУ. 2013. № 23. URL: https :// cyberleninka . ru / article / n / skazkoterapiya - kak - sredstvo - formirovaniyapolozhitelnogo - zhiznennogo - stsenariyamladshego - shkolnika (дата обращения: 08.12.2023).