В статье автор исследует проблемы контроля домашнего ареста как меры пресечения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, их права и полномочия.
Ключевые слова: домашний арест, мера пресечения, уголовно-исполнительная инспекция, контроль исполнения меры пресечения.
В данной статье мы разберем процесс исполнения и контроля такой меры пресечения как домашний арест сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.
В связи с активной гуманизацией уголовно-процессуальной политики Российской Федерации, количество применения мер пресечения, не связанных с лишением свободы (заключением под стражу), имеет значительный рост. Данный рост влияет на изменения в организации работы тех органов, на которые возлагается контроль исполнения данных мер пресечения.
Домашний арест — это мера пресечения, избираемая судом по ходатайству следователя, которая представляет собой полную изоляцию обвиняемого (подозреваемого) в жилом помещении, с установлением определенных запретов и ограничений [1]. На практике контроль за исполнением данной меры пресечения возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию ФСИН России, об этом указывает судья в постановлении об избрании домашнего ареста. При избрании домашнего ареста могут устанавливаться различного рода ограничения и запреты, соблюдение которых, также необходимо контролировать, например:
— запрет на общение с определенными лицами;
— запрет на отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;
— запрет на использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На практике также зачастую при избрании или продлении домашнего ареста по ходатайству стороны защиты судом может быть разрешен выход за пределы жилого помещения в определенные часы, общение с определенными лицами и т. д.
Осуществление контроля за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста регулируется Приказом Министерства юстиции РФ, МВД России, Следственного комитета РФ и ФСБ России от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог» (далее Приказ № 189/603/87/371) [2].
В приказе № 189/603/87/371 поэтапно описывается порядок контроля за лицом, находящимся под мерой пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий или залога, начиная с подготовки документов.
Контроль за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста заключается в:
— проведение беседы инспектором с обвиняемым (подозреваемым), разъяснение его прав и обязанностей;
— при наличии документа, позволяющего обвиняемому (подозреваемому покинуть пределы страны, инспектор направляет сообщение в государственный орган, уполномоченный изымать паспорт, а также в государственный орган, в производстве которого находится уголовное дело;
— принятие инспектором в установленном порядке решения о применении технических средств контроля к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста;
— проведение проверки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в любое время (за исключением ночного времени) не реже двух раз в неделю, а при применении технических средств контроля — не реже одного раза в неделю;
— при возложении судом запрета на общение с определенными лицами осуществляет сбор информации, в том числе с помощью технических средств контроля, о фактах общения с подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, лиц, указанных в решении суда;
— ведется учет использования подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, телефонной связи для вызова медицинских, аварийных и спасательных служб.
Также, в данном приказе указаны полномочия сотрудника УИИ при нарушении лицом, избранной ему меры пресечения:
— в течение 2 часов с момента установления факта нарушения с использованием средств телефонной связи инспектор информирует о допущенном нарушении следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, а в его отсутствие — руководителя следственного органа или начальника органа дознания (начальника подразделения дознания);
— в течение 24 часов с момента установления факта нарушения условий исполнения меры пресечения направляет следователю или дознавателю, в производстве которого находится уголовное дело, уведомление о нарушении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста условий исполнения меры пресечения.
— если место нахождения подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест неизвестно, Инспекция в течение 2 часов с момента установления данного факта информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, а в его отсутствие — руководителя следственного органа или начальника органа дознания (начальника подразделения дознания), для организации розыскных мероприятий.
Из полномочий и обязанностей сотрудников инспекции, указанных в приказе № 189/603/87/371, мы видим, что они могут только следить за исполнением меры пресечения и информировать о нарушениях следователя или дознавателя.
Если лицо, находящееся под мерой пресечения в виде домашнего ареста, покидает жилое помещение и на это у него нет разрешения, в этот момент сотрудник инспекции видит это и фиксирует, но полномочий задержать обвиняемого (подозреваемого) у него нет. За то время, пока сотрудник инспекции сообщит о произошедшем нарушении следователю или дознавателю, которые в дальнейшем будут принимать меры по пресечению нарушений, у лица есть реальная возможность скрыться, несмотря на применение технических средств контроля.
Таким образом, в виду отсутствия у сотрудников инспекции полномочий по задержанию лица, находящегося под домашним арестом, в случае нарушения этим лицом меры пресечения, не реализуется основная цель избрания меры пресечения — создание условий для расследования преступлений, путем ограничения свободы передвижения и общения обвиняемого (подозреваемого).
Для повышения эффективности применения такой меры пресечения как домашний арест, мы видим необходимым дополнить полномочия сотрудников уголовно-исполнительной инспекции в части реагирования на нарушения — возможность задержание обвиняемого (подозреваемого) при попытке покинуть жилое помещение без оснований, установленных в законе.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.11.2023) электронный ресурс «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
- Приказ Министерства юстиции РФ, МВД России, Следственного комитета РФ и ФСБ России от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 “Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог”.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» от 18.04.2018 № 72-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296073/
- Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314) / Электронный ресурс URL: https://base.garant.ru/12137239/.